Умный дом: что стимулирует спрос в европейских странах, и что поможет прокачать категорию в России.
По данным исследования GfK, «AI со смыслом» - прикладные решения на основе искусственного интеллекта - удерживают лидерство среди самых влиятельных технотрендов с высоким потенциалом для роста и влияния на жизнь потребителя.
Технологии «Умного дома» - одно из его многообещающих воплощений. В 2018 году только в крупнейших европейских странах объем продаж умных устройств для дома составил 2,5 млрд евро, а темпы роста составили 12% по сравнению с прошлом годом. В России, по данным мониторинга GfK, ежемесячно продается в среднем 100 тысяч умных устройств для дома на сумму 23,5 миллиона евро.
«В странах, где «Умный дом» получил устойчивое развитие, главным фактором успеха стали голосовые AI-помощники и переход к клиентоцентричности, то есть от продаж технологий к продвижению решений для конкретных нужд потребителей», - комментирует тенденции рынка «Умный дом» Андрей Тимошенко, глава сектора потребительской электроники GfK Rus.
Умный дом. Зачем он потребителю.
Основные функциональные сегменты умных устройств:
- эффективность (энергоэффективность, энергосбережение и т. п.);
- удобство (автоматизация и повышение производительности);
- развлечения (все, что связано с созданием впечатлений);
- безопасность (контроль, обеспечение безопасности и спокойствия) ;
- здоровье (здоровье и фитнес, комфорт).
В исследованных GfK странах мира успешными направлениями Умного дома по итогам 2018 года являются следующие:
- Развлечения: смарт-ТВ и потоковые аудиоустройства позволяют получать незабываемый мультимедийный опыт.
- Автоматизация дома и безопасность: 63% оборота приходится на камеры наблюдения; далее по значимости в этом сегменте идут LED лампы и устройства терморегулирования.
- Умная бытовая техника: второе место по размеру (13% доля в обороте) и темпам роста (+51% прирост оборота).
Ключом к росту продаж категории в исследованных странах стало развитие экосистем умного дома. Центром управления таких экосистем чаще всего является смартфон и/или умные колонки с технологией распознавания речи.
За последние 4 года (с 2015 по 2018 год) совокупные продажи устройств с управлением со «смарта» выросли в исследованных странах практически в два раза. В России показатели также впечатляют – продажи подобных умных устройств в 2018-ом году были на 70% выше уровня продаж 2016 года в штуках и в полтора раза больше в обороте (евро).
Растет и интенсивность использования голосовых помощников. Продажи голосовых помощников в Европе от нескольких десятков тысяч в 2016 году выросли до более чем 4,3 млн устройств в 2018.
В России своя специфика. Умный дом в жилищах россиян - это пока чаще всего множество разрозненных умных товаров и решений, каждое из которых решает узкую задачу потребителя. Следующим логичным этапом развития рынка было бы развитие умных экосистем на базе умных помощников, как это произошло в странах Европы и Азии. Пока же еженедельно у нас в стране продается порядка 1-1,5 тыс. штук умных помощников. Наибольший пик продаж был под этот Новый год, который стал поводом, чтобы подарить себе или близким новые впечатления и попробовать категорию, а продажи в предновогодние недели подскочили в 4 раза. Особенность российского рынка умных помощников в том, что здесь ее активно двигают отдельные ритейлеры, предлагая покупателям свои частные марки.
По мнению аналитиков GfK, главные факторы будущего успеха сегмента Умный дом в России - функциональная понятность и полезность, доступность и открытость систем, чтобы потребитель мог самостоятельно связать устройства от разных производителей друг с другом. Если ритейлеры хотят заработать на этом сегменте, им нужно как минимум развивать экспертизу своих консультантов в сегменте Умный дом. Но, конечно, самые большие ожидания - от развития AI помощников с поддержкой национального языкового пакета.
По мнению экспертов GfK, эволюция Умного дома еще не закончена, и нам еще предстоит увидеть, что в конечном итоге предпочтет потребитель – экосистемы или набор отдельных устройств с умными функциями; управление с мобильного или умные колонки с голосовыми помощниками… А может быть это будет другой формат? - ведь эксперименты с форматами умного дома продолжаются.