Частные отраслевые организации или различного рода ассоциации во многих зарубежных странах реализуют серьезные программы в области повышения финансовой грамотности населения. Этим занимаются и многие банки, и государственные структуры. Так, к примеру, этим занимаются RВС Rоуаl Ваnк, Саnаdiаn Ваnкеrs Аssосiаtiоn – в Канаде; АNZ Nаtiоnаl Ваnк – в Австралии; Соnsumеrs Ваnкеrs Аssосiаtiоn – в США.
Приоритетными сферами повышения финансовой грамотности населения в рассматриваемых странах являются:
- пенсионное страхование;
- кредитование (потребительское и ипотечное);
- сбережения и инвестиции населения.
Внимание со стороны государства объясняется значительными внешними эффектами (позитивными или негативными) с точки зрения социально-экономической стабильности. При этом уровень финансовой грамотности определяет масштабы соответствующих внешних эффектов и их знак (отрицательный/положительный). Исследования, проведенные в рассматриваемых странах, демонстрируют низкий уровень финансовой грамотности по всем указанным сферам.
В Москве инициатором проведения масштабной программы повышения финансовой грамотности населения выступило Правительство города, которое поручило Вышей школе экономики организовать специальные курсы для лиц старшего возраста во всех районах столицы.
Трехдневный курс обучения состоит из 3 двухчасовых занятий. Первое посвящено различным видам мошенничества, второе – взаимодействию с банками и страховыми компаниями, третье – альтернативным банкам финансовым организациям (инвестиционным компаниям, паевым инвестиционным фондам и т. д.)
Надо отметить, организаторы курсов постарались сделать так, чтобы по содержанию и форме учебная программа курсов повышения финансовой грамотности пенсионеров учитывала специфические особенности целевой аудитории. Это, прежде всего, средний и ниже среднего уровень финансовых знаний большинства пожилых людей, всего лишь у 5 - 10 процентов пенсионеров он неплохой в силу имеющегося опыта работы в бухгалтерии, финансовых отделах и иных профильных подразделениях. У большинства же пенсионеров этот уровень достаточно низок, даже в самых элементарных вопросах. Меньше всего знаний у пенсионеров по третьей теме программы обучения. Большинство совершенно не ориентируются в том, какие существуют альтернативы банковским депозитам и как оценивать степень риска в сотрудничестве с ними.
Кроме этого, слушателям старшего возраста сложно долго сохранять концентрацию внимания, они быстро утомляются. Поэтому занятия не затянуты по времени, они проводятся в интерактивной форме, предполагающей диалог преподавателя и слушателей, включают интеллектуальные игры, показ видеороликов по тематике и т.д.
Обучение на курсах не ограничивается двумя часами плановых занятий. Зачастую слушатели задерживаются в аудитории для того, чтобы проконсультироваться с преподавателем по поводу тех или иных связанных с финансами жизненных ситуаций.
С учетом зарубежного опыта дальнейшее развитие московской программы повышения финансовой грамотности у пенсионеров, видимо, должно происходить в сотрудничестве с банковскими и финансовыми структурами и обязательно с расширением числа лиц, охватываемых занятиями ВШЭ.