"Со временем ничего не будет - ни книг, ни театра, ни кино... Одно сплошное телевидение", - так говорил один из персонажей в легендарном фильме "Москва слезам не верит". Конечно, он не мог знать о том, что и ТВ довольно быстро "подвинет" интернет. Но был ли он прав насчет исчезновения "живого искусства" - театра?
В преддверии Дня театра в России мы решили выяснить - насколько этот вид искусства сегодня актуален и за счет чего выживают молодые театры, не имеющие серьезной финансовой поддержки. На вопросы информационного агентства Rustempo отвечают руководители российских театров и эксперты в области театрального искусства.
- Чем современный театр может привлечь молодежь, которая привыкла получать информацию и ощущения в сети?
Директор театра "НЗ" Евгений Фролов (Санкт-Петербург):
- Сегодня многие театры, в погоне за мимолетной популярностью, превращают сцену в балаган: используют спецэффекты и мат в диалогах, раздевают актеров, заставляют их чуть ли не летать и т. д. А ведь это неправильно: театр, с его мудростью и авторитетом, всегда стоял особняком среди других видов искусства. Это вовсе не означает, что современные технологии должны быть чужды ему, и он может принимать на своих подмостках лишь героев Тургенева или Шекспира. Однако театр, в отличие, скажем, от кино, всегда воспитывал в человеке лучшие качества, давал верные ориентиры в любой ситуации. Альтруизм театральной сцены очень контрастирует с эгоизмом, который пропагандирует интернет. Но здесь нет прямой связи между тем, где человек получает информацию в повседневной жизни и как проводит свободное время. В любом случае театральный зритель - это особый контингент, который приходит в театр не за голой задницей и скабрезностями, а за эмоциями от пьесы любимого автора. И ему не важны спецэффекты, он ждет крутой постановки, великолепной игры актеров и хорошего настроения на всю неделю.
Художественный руководитель "Театра Живого Действия" Анастасия Киреева (Москва):
- Молодежь такие же люди, как и все остальные. Раньше получали информацию из телевизора, сейчас из сети. Я тут не вижу кардинального изменения ситуации. Думаю, современный театр может заинтересовать актуальным материалом и интерактивной формой включения зрителя, а реклама в интернете только помогает находить свою аудиторию.
Жанры, в которых работает наш театр – художественная игра и другие интерактивные форматы – понятны и созвучны молодому посетителю театра не менее, чем интернет, но пока что менее известны. Так что для нас сеть – друг и соратник, а не конкурент.
Президент компании-разработчика виртуальной реальности Modum Lab Дмитрий Кириллов (Санкт-Петербург):
- Форматы любого контента (будь то обучающий или развлекательный) с течением времени неизбежно изменяются вместе с его основной аудиторией для того, чтобы оставаться востребованными. Современные исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы привлечь внимание миллениалов (поколение Y) к традиционным форматам искусства, таким как выставки, театр, концерты классической музыки или лекции, сегодня бывает недостаточно стандартных маркетинговых мероприятий и «громких» имён, заявленных в программе мероприятия. Востребованный на протяжении столетий, формат классических театральных постановок продолжает существовать, но с изменением интересов потенциальных зрителей появляются и новые, современные и технологичные способы привлечения публики.