Сегодня секретарь ЦК КПРФ Павел Дорохин на своём youtube-канале вступил в прямой диалог со зрителями и читателями. В адрес депутата пришло больше десятка вопросов, в том числе и весьма жёстких. Вот некоторые из них: Какова разница в зарплатах гендиректора и уборщика на народном предприятии? Сможет ли Росплан контролировать цены в магазинах? Почему вы работаете с действующей властью? Парламентарий честно и подробно ответил на каждый вопрос.
Краткое содержание выпуска:
- Есть ли какой-то пакет документов, чтобы наёмные работники могли подготовиться к организации народного предприятия?
- К сожалению, в рамках действующего федерального закона №115 чисто народное предприятие учредить нельзя. Но есть выход: нужно просто следовать логике этого закона и зарегистрировать малое предприятие как АО, ООО, где у каждого работника будет свой пай.
- Раскройте структуру оптовой цены товаров производимых народными предприятиями.
- Эти предприятия работают в рыночных условиях, и цена образуется в соответствии с ними. Однако важно, чтобы не только продукция была конкурентоспособна, но оставались средства на зарплаты и в фонды развития.
- Какова себестоимость товаров, прибыль и налоги у народных предприятий?
- Народные предприятия выживают в условиях рыночной экономики и установленных фискальных сборов. Но главное в работе народных предприятий не прибыль, а благосостояние совладельцев.
- Кто и как распоряжается прибылью народных предприятий?
- Ею распоряжается правление, которое ежегодно избирается совладельцами народных предприятий.
- Народные предприятия – это акционерные общества, то есть капиталистические предприятия. Меня интересуют вопросы. Кто входит в совет директоров? Как распределяется прибыль предприятия? Сколько акций и директора и сколько акций и уборщика? Есть ли на этих предприятиях эксплуатация наемного труда?
- В совет директоров входят избранные на общем собрании члены трудового коллектива, а иногда и сторонние инвесторы, если они владеют акциями народного предприятия. Но контрольный пакет принадлежит трудовому коллективу, он же и управляет предприятием.
По распределению прибыли решение принимает правление. Большая часть прибыли идёт на развитие и зарплату, меньшая – на дивиденды. Последние – это, в основном, когда предприятие выкупает акции у совладельца, выходящего на пенсию. И человек может получить прибавку в несколько миллионов.
По поводу распределения акций скажу, что все работники народного предприятия находятся в равном положении и не делятся на контролирующих акционеров и бесправных миноритариев. Кстати, отмечу, что жалованье руководителя и представителя низового звена не может быть выше, чем в десять раз.
Эксплуатации наёмного труда нет, поскольку все являются совладельцами, и зарабатывают в соответствии со своими умственными и физическими вложениями в развитие предприятия.
- Поможет ли повсеместное создание народных и коллективных предприятий выходу из теневого сектора самозанятых граждан?
- Думаю, если мы внесём поправки в федеральный закон №115, то тогда большая часть людей, занятых в теневом секторе, будут либо организовываться в народные предприятия, либо вступать в уже существующие. Но здесь нужны меры государственной поддержки.
- Как нам выстроить справедливую налоговую систему?
- Меняя курс правительства, оказывая на него влияние. Мы не согласны с курсом кабинета и считаем, что недооценён труд работников. А ещё необходимо вводить прогрессивную шкалу налогообложения.
- Госплан сможет влиять на цены на товары в магазинах?
- Определённо, да. Тем более, у нас есть позитивный опыт Госплана СССР, и мы настаиваем на учреждении Росплана. Это должно быть индикативное стратегическое планирование. Работа Росплана в рыночных условиях вполне возможна, что, в частности, показывает Япония и другие страны.
- Как вы оцениваете успехи Росси в импортозамещении?
- К сожалению, они не таковы, как бы хотелось. И здесь также мешает отсутствие стратегического планирования, а заодно и присутствие коррупции.
- Считаю, что в деле создания народных предприятий не стоит рассчитывать на действующую власть. Почему вы с ней работаете?
- Мы работаем с ней, поскольку являемся реалистами и сотрудничаем с той властью, которая есть. Приведу в пример Национальный Союз народных и коллективных предприятий, который находится в диалоге с властями на всех уровней.
- Вы много говорите о развитии промышленности, возрождении реального сектора экономики в России. Но, может быть, альтернативы глобализации уже нет? Может быть, нам просто нужно постараться стать частью глобального мира с минимальными потерями?
- Я и за и против. С одной стороны, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Но нам не нужен глобализм гегемонистский, по-американски, когда все загоняются в одну клетку. Мы – за национальный суверенитет государств, за их работу на благо всего населения Земли, но с учётом собственных интересов. И нам нужны сильные проекты, чтобы мы могли предложить их миру, как было во времена СССР.
- Реально ли провести через Госдуму закон о народных предприятиях? Не помешает ли «партия власти»?
- Может быть, мы даже в этом году его проведём. А «партия власти» понимает, что стране нужна социальная стабильность. И здесь закон может помочь.
- Существует ли методическое руководство по созданию народного предприятия?
- Мы будем над ним работать. Но оно, как я уже отмечал в начале выпуска, сейчас может быть только приблизительным.