В 2018 году продажи на глобальном рынке бытовой техники и электроники впервые превысили отметку в 1,01 триллиона евро [1].
Это на четыре процента больше, чем годом ранее. Продажи выросли в сегментах телекоммуникаций (+ 7 процентов), малой бытовой техники (+ 7 процентов), потребительской электроники/фото (+ 6 процентов) и IT/офисном оборудовании (+ 1 процент). В сегменте крупной бытовой техники продажи снизились на 1 процент.
В 2019 GfK прогнозирует 2 процентный рост продаж на глобальном рынке бытовой техники и электроники, до уровня 1,03 триллиона евро. Таковы данные, опубликованные специально к выставке CES 2019, которая проходит с 8 по 11 января в Лас-Вегасе.
С долей продаж в 42 процента Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает удерживать позиции крупнейшего рынка для бытовой техники и электроники в 2018 году, следом идет Европа (25 процентов), Северная Америка (20 процентов), Латинская Америка (7 процентов) и регион Ближнего Востока/Турции/Африки (6 процентов).
Маркус Кик (Markus Kick), ведущий эксперт GfK по рынку бытовой техники и электроники, комментирует: «Глобальный рынок бытовой техники и электроники впервые достиг отметки в 1 триллион евро в 2018 году. Это знаковый рубеж как для ритейлеров, так и для производителей. Наиболее значительный вклад в рост продаж внесли индустрии телекоммуникаций, малой бытовой техники и потребительской электроники. Почти во всех сегментах мы наблюдаем тенденцию к росту спроса на премиальные товары, кроме того, покупатели придают все большее значение таким аспектам как подключение к интернету (connectivity) и удобство использования. В 2019 году GfK ожидает продолжения роста глобального рынка, продажи увеличатся на два процента».
Телекоммуникации: смещение спроса в премиум повлияло на развитие продаж в целом
С долей продаж 44 процента и объемом около 440 млрд. евро телекоммуникации стали самым крупным сегментом рынка бытовой техники и электроники в 2018 году. Потребители сегодня все чаще делают выбор в пользу устройств премиум-класса, особенно это касается смартфонов – в этом сегменте глобальные продажи выросли на семь процентов. В то же время, с точки зрения объемов продаж рынок остается скорее стабильным.
За исключением Латинской Америки (-5 процентов), продажи в телеком секторе в 2018 году росли во всем мире, и особенно в Европе (+14 процентов) и Северной Америке (+12 процентов). Тем не менее, GfK не ожидает дальнейшего роста продаж в 2019 году, скорее, речь будет идти о стабильном развитии рынка на тех же уровнях, что и в прошлом году.
Крупная бытовая техника: в 2019 ожидается рост продаж после небольшого спада
Крупная бытовая техника - по-прежнему второй по величине сегмент рынка БТиЭ в 2018 году, продажи здесь составили около 177 млрд. евро, хотя и произошло небольшое однопроцентное снижение. В целом на крупную бытовую технику, такую как холодильники, микроволновки, стиральные или посудомоечные машины в прошлом году пришлось около 17 процентов продаж рынка БТиЭ.
Среди главных потребительских запросов сейчас – многофункциональные устройства и их подключаемость, т.е. возможность связывать различные устройства в сеть и управлять ими с помощью, например, смартфона.
Рост в прошлом году демонстрировали рынки Латинской Америки (+6 процентов), Европы (+3 процента) и Азиатско-Тихоокеанский регион (+2 процента). По прогнозам GfK, в 2019 году продолжится глобальный рост КБТ, продажи увеличатся на шесть процентов, что более чем компенсирует прошлогоднее снижение.
Компьютерная и офисная техника: рост в Азиатском регионе обеспечил позитивную динамику глобального рынка
В 2018 году потребители во всем мире потратили порядка 157 млрд. евро* на компьютерные товары и офисные устройства, включая расходники, – почти столько же, сколько и годом ранее. В сегменте компьютерной техники и периферии сейчас наблюдается рост спроса на высокопроизводительные устройства, особенно это касается игровых ПК и ноутбуков. Спрос в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе немного вырос в 2018 году, однако в Европе продажи стагнировали, а в США, странах Ближнего Востока/Турции и Африки они показали негативную динамику, что практически нивелировало позитивный эффект от роста спроса на компьютерные товары в Азии.
В секторе офисного оборудования и расходников наблюдалась позитивная динамика. Глобальные продажи выросли на 3 процента и составили порядка 16 млрд.* евро. И здесь также источником роста стал Азиатский регион и, в частности, Китай. Однако в 2019 году рассчитывать на позитивную динамику продаж в целом по сегменту ИТ/офис вряд ли стоит. По оценкам GfK, оборот сегмента может снизиться примерно на три процента.
Потребительская электроника и фототовары: в тренде премиум и умные устройства
Глобальные продажи в сегменте потребительской электроники и фото выросли в 2018 году примерно на шесть процентов и составили 153 млрд. евро. Доля сегмента составила около 15 процентов продаж на рынке БТиЭ.
Подобно другим сегментам, в потребительской электронике также наблюдается повышение спроса на более премиальные товары. Значительно выросли продажи телевизоров класса High-end с экранами 50 дюймов и больше. В премиум-сегменте продолжается рост популярности OLED TV. Значительный вклад в рост аудиорынка внесли наушники и портативные Bluetooth-колонки. Особенно позитивно выглядят продажи развлекательных устройств в Латинской Америке (+24 процента). Продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе, на Ближнем Востоке, в Турции и Африке подросли в среднем на четыре-пять процентов.
В сегменте фото по-прежнему сохраняется негативный тренд – продажи в 2018 году ниже прошлогодних на пять процентов. Оборот глобального рынка фотокамер и аксессуаров в прошлом году составил 15 млрд. евро. При этом можно говорить о позитивных трендах продаж для продвинутых фотокамер. В 2019 году GfK ожидает снижение темпов роста в сегменте потребительской электроники и фото, тем не менее, рост все же составит около четырех процентов.
Малая бытовая техника: значительный рост, особенно в Китае
Продажи малой бытовой техники (МБТ) достигли 86 млрд. евро* в 2018 году. Это результат заметного роста в 7 процентов. Основной вклад в рост рынка сделал Китай, благодаря которому Азиатско-Тихоокеанский регион вырвался в лидеры с динамикой в 13 процентов. В Латинской Америке, регионе Ближний Восток /Турция /Африка, продажи выросли на 10 процентов, чуть меньше динамика сегмента в Европе – 7 процентов. Снижение оборотов произошло только в Северной Америке, на два процента.
Потребители продолжают делать ставку на удобстве. В частности, в прошлом году большой интерес покупателей вызвали такие устройства, как, например, ручные пылесосы на аккумуляторных батареях (Battery-powered handheld vacuum cleaners). Эксперты GfK также отмечают, что в 2019 году на рынке малой бытовой техники будет усиливаться такой тренд как аптрейдинг, что может привести к ускорению роста продаж в следующем году – до 8%.
Россия: ипотека стала одной из причин роста на рынке бытовой техники
За 11 месяцев 2018 года[2] денежный оборот российского рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) вырос на 17 процентов по сравнению с тем же периодом 2017 г. Рост спроса превысил 5 процентов (в шт.), а средняя цена покупки была уже на 11% выше прошлогодней.
«Развитие российского рынка БТиЭ в России стало столь успешным благодаря тому, что потребители активно покупали технику, особенно во второй половине года, ожидая роста цен из-за нестабильного курса рубля», - комментирует тренды рынка Наталья Моржова, заместитель директора отдела исследований промышленных товаров GfK Rus.
Сектор телекоммуникации опережает все другие по темпам прироста рублевого оборота (22%), сразу за ним идет сектор компьютерной техники (20%) и малой бытовой (17%). Источники роста тем не менее очень отличаются.
«В то время как основная причина роста сектора телекоммуникации - продажи моделей из дорогих сегментов в крупнейших городах России, в компьютерной технике основными факторами роста стали высокоскоростные ноутбуки, игровые модели и связанный с этим спрос на игровые мониторы, клавиатуры. В малой и крупной бытовой технике сработала комбинация нескольких факторов. Сказывается и количество выданных ипотечных кредитов за последние 3 года, которые трансформируются в новые квартиры, а значит и в потребность в бытовой технике. Также есть интерес к современным и премиальным форматам техники, где появляется все больше предложений по более доступным ценам. В малой бытовой технике потребители активно покупают товары для красоты и здоровья - от универсальных наборов для стрижки и бритья до специальных приборов по уходу за полостью рта. Растет спрос на суперсовременные устройства, дающие большее удобство и больше возможностей по выполнению рутинных домашних обязанностей, такие как парогенераторы, роботы-пылесосы», - говорит Наталья Моржова.
Оборот сектора аудио – видео товаров в России вырос на 12%, чему неплохо способствовал Чемпионат мира по футболу в России 2018, вызвавший рост продаж ТВ. Спрос на аудиотовары после некоторого застоя также оживился под влиянием совместной активности индустрии и ритейла.
[1] Расчет на базе фиксированного курса евро к доллару 0,829, январь 2018.
[2] На момент написания этого материала данные по полному году не были доступны.