Экспертную дискуссию «Налогообложение трансграничной торговли: проблемы и решения» открыла ее модератор Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС. Госпожа Корниенко констатировала, что интернет-торговля в настоящий момент является одним из наиболее динамично развивающихся направлений мировой экономики. При этом объем заработанных в отрасли средств нельзя охарактеризовать как «начинающие». Любое государство, и Россия не исключение, беспокоится о доходах, извлекаемых на его территории иностранными резидентами, которые осуществляют трансграничную торговлю, сообщается на сайте X Гайдаровского форума.
Ведущим спикером стал Бруно Базалиско, управляющий экономист института Copenhagen Economics, рассказавший о результатах исследования европейского рынка интернет-торговли, который был подготовлен для Еврокомиссии. Эксперт пояснил, что сейчас идет широкое обсуждение цифровизации, но нужно уделить пристальное внимание налогообложению. Эта тема пока менее интересна для людей, чем диджитализация в целом.
В период активного развитии интернет-торговли следует обсуждать не только налогообложение, но и таможенное регулирование, и НДС. Важным аспектом на интернет-рынке является конкуренция. По результатам исследования, около 52% европейской электронной коммерции приходится на сектор малого и среднего бизнеса. Использование элементов электронной коммерции позволяет сокращать торговый барьер. Покупатель и продавец на таком рынке могут встретиться, чего они не смогли бы сделать в других условиях.
Основным результатом исследования стало понимание того, что изменение порога значения НДС сильно влияет на затраты, которые несут все участники процесса электронной торговли – от доставки и продавца до покупателя. Электронные способы сбора НДС для такого формата торговли могут стать решением для снижения издержек. В Швеции в январе 2018 г. провели эксперимент и повысили порог НДС, что кардинально отразилось на товарообороте и на его очевидном сокращении. Миллионы отправлений остановились на таможне, объем входящих посылок сократился на 60–70%. Потребители решили, что они не хотят платить дополнительные сборы за логистику. Те, кто покупает товары в Интернете, привыкли к тому, что это быстро и просто, а при возникновении сложностей потребители начинают отказываться от такого способа совершения покупок. Таким образом, уровень сбора налогов влияет на всю ситуацию в целом.
Налогообложение, по словам эксперта, очень прикладная отрасль, и все теории необходимо тестировать на практике. Особенно важно рассмотреть ситуацию с почтовыми службами в данном контексте. Почтовые сервисы стараются идти в ногу со временем, расширяют свои возможности, создают хабы, но нужно не забывать, что для этой системы нужно поддерживать определенный уровень нагрузки. Для наибольшей эффективности электронной торговли следует гармонизировать все процессы, чтобы избежать перерывов и перекосов.
Алексей Петровский, главный аналитик Rambler&Co, продолжая тему анализа рынка интернет-торговли, рассказал о ситуации, сложившейся в России. На период 2017 г. соотношение объема розничной и онлайн-торговли в России составило 97,75% (розничной) к 2,7% (электронной). За прошедшие три года прирост онлайн-розницы составил 15,4%. По словам эксперта, оценки развития рынка носят как оптимистичный, так и консервативный характер. Устойчивый сценарий расчета объема рынка можно представить в виде формулы: количество покупателей × кратность покупок × средний чек = объем рынка.
Прокомментировал результаты приведенной статистики Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Эксперт пояснил, что цифра в 97,75%, хоть и посчитана по общепризнанным критериям, но в нее включены такие товары, как бензин, автомобили, продукты питания и ряд других, которые не покупаются в Интернете. Самой передовой страной является Китай, где эта цифра достигает 22%.
В мире сейчас есть определенный пул крупнейших онлайн-площадок, на которых можно купить практически все. Эти площадки доставляют товары по всему земному шару в достаточно короткие сроки. При оформлении юридического лица в России для осуществления торговли необходимо собрать пакет документов, иметь сертификаты, документацию, переведенную на русский язык, кассовый аппарат, отчетность, необходимо соблюдать законодательство и платить налоги и сборы. В противовес этому существует легальный способ ввоза товара в страну без каких-либо затрат, налогов и обязательств.
На 2010 г. объем внутренней интернет-торговли на российском рынке составлял 92%. К 2018 г. объем зарубежной онлайн-торговли увеличился с 8 до 38%. По словам эксперта, за последние годы самый успешный и крупный бизнес сформировался именно по модели трансграничной торговли. Если в России не предпринять мер по регулированию такой торговли, то иностранные компании в ближайшей перспективе займут весь рынок. Отсутствие осознанного регулирования приведет к таким последствиям, как сокращение доходов, сокращение рабочих мест, снижение инвестиций в развитие торговой инфраструктуры и вывод деловой активности за рубеж.
Андрей Павлов, президент группы ZENDEN, активно поддержал тезис о необходимости ввода ограничений на трансграничную торговлю. По словам эксперта, отсутствие такого регулирования, с одной стороны, ведет к снижению темпов развития российского бизнеса, а с другой – замедляет темпы развития легкой промышленности, так как именно в этой сфере онлайн-торговля наибольшими темпами проникает на рынки.
Свой экспертный комментарий о необходимости жесткого барьерного регулирования дал Армен Манукян, руководитель проекта по развитию цифровых услуг в Российском экспортном центре. Эксперт пояснил, что российский рынок занимает меньше 1% в общем объеме интернет-торговли на мировых рынках. Россия заинтересована в увеличении объемов экспорта, что подтверждается наличием ряда налоговых льгот для бизнеса, занимающегося экспортом российской продукции за рубеж. С точки зрения кооперации и экспортного потенциала, введение барьеров на трансграничную торговлю может создать дополнительные помехи в развитии и наращивании темпов.
Наталья Корниенко, подводя итоги дискуссии, поблагодарила участников за живую полемику и за полярность мнений. Тематика регулирования трансграничной торговли затрагивает множество элементов мировой и российской экономики и с каждым днем оказывает на нее все более возрастающее влияние. Данный вопрос требует детальной проработки, так как принятие решений должно быть взвешенным и осознанным.