Банк России начинает ежемесячную публикацию данных по ценовым ожиданиям предприятий. Банк России собирает и анализирует эти данные, чтобы понимать, как компании реального сектора оценивают будущие изменения цен, почему они так их оценивают, и верят ли они в то, что инфляция стабилизируется вблизи 4%. Динамика ценовых ожиданий предприятий используется Банком России при подготовке решения по ключевой ставке.
Банк России, как и другие центральные банки, использует накопленные за многие годы данные о ценовых ожиданиях предприятий для более глубокого понимания процесса формирования инфляции и ее особенностей в экономике России и подготовки прогнозов.
Ранее данные по ценовым ожиданиям предприятий можно было увидеть в Докладе о денежно-кредитной политике. Теперь статистические данные по ценовым ожиданиям предприятий будут публиковаться Банком России на регулярной основе в разделе «Денежно-кредитная политика / Обзоры экономики и финансовых рынков / Инфляционные ожидания», сообщается на сайте Банка России.
Источником информации являются ежемесячные конъюнктурные опросы предприятий, проводимые Банком России более 18 лет. Сейчас в опросах участвует более 11 тыс. предприятий, в том числе промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспортировки и хранения, оптовой и розничной торговли. Наблюдение проводится во всех субъектах Российской Федерации и охватывает как малые и средние, так и крупные, включая системообразующие, предприятия регионов.
Для оценки ценовых ожиданий предприятий используются ответы предприятий на вопрос конъюнктурной анкеты «Как изменятся в следующие 3 месяца цены на готовую продукцию предприятия?» (варианты ответов: «увеличатся», «не изменятся», «уменьшатся»). На основании полученной информации рассчитывается баланс ответов как разница между долями ответов «увеличатся» и «уменьшатся» в процентах к сумме долей точных ответов.
Так как опросы предприятий содержат достаточно широкий спектр информации, позволяющей получать в оперативном режиме альтернативную оценку экономической и инвестиционной активности в экономике, состав публикуемых данных опросов предприятий в ближайшее время будет расширяться.