ГТД-30-300 для силовых установок кораблей военно-морского флота – это еще один проект ведущей российской конструкторской школы по разработке авиационных двигателей ОАО АМНТК «Союз». В ОАО АМНТК «Союз» еще несколько лет назад, после введения санкций, изучив стратегию Минобороны по увеличению доли современного вооружения и техники в Военно-морском флоте РФ, оценили ситуацию в отечественном кораблестроении и подготовили свою «Программу ГТД для корабельных силовых установок». Программа включает разработку ГТД мощностью от 0,3 до 30 МВт для силовых установок различных кораблей всех рангов. Проект по разработке корабельного газотурбинного двигателя мощностью 30 МВт стал пилотным в реализации этой программы.
Энергетическая установка ГТД-30-300 конструировалась с учетом эксплуатации в морских условиях на базе авиационного двигателя Р79В-300, установленного в свое время на самолет корабельного базирования Як-141. При проектировании ГТД-30-300 были сохранены преимущества авиационного предшественника: высокий коэффициент полезного действия (36%) и уникальная газодинамическая устойчивость. В новую конструкцию двигателя введена свободная турбина с трансмиссионной передачей крутящего момента на силовой привод винта корабля. Все основные узлы и агрегаты двигателя, в том числе и свободная турбина, смонтированы на единой силовой раме. В рамках нового проекта были решены следующие основные задачи: повышена коррозионная стойкость и увеличен ресурс двигателя до 60 000 часов. Для увеличения межремонтного ресурса, а также сокращения сроков ремонта и эксплуатационных затрат весь двигатель был разделен на модули.
Двигатель ГТД-30-300 успешно прошел стендовые испытания в Тураево и подтвердил свои технические характеристики, а также надежный прием больших нагрузок, устойчивую работу при малых и нулевых нагрузках, низкий уровень вибрации, большую надежность. Испытания проводились на жидком топливе. Специалисты ОАО АМНТК «Союз» провели дефектацию энергетической установки и планируют приступить к созданию промышленного образца.
«Программа ГТД для корабельных силовых установок», которая сегодня нами реализуется, позволяет импортозаместить газотурбинные двигательные установки производства Украины и Германии, как для больших надводных кораблей, так и меньшего водоизмещения. - сообщил член Совета Директоров ОАО АМНТК «Союз» Мкртич Окроевич Окроян. – Да, сейчас наши военные судостроители поставлены в жесткие рамки из-за отсутствия отечественных двигателей с необходимыми характеристиками, но мы готовы им предложить надежные и уже испытанные энергетические установки различной мощности. Получается, что в России, с одной стороны, есть высокотехнологичные разработки с уже подтвержденными характеристиками, которые могут быть адаптированы для отечественных кораблей, и есть механизмы, позволяющие организовать серийное производство востребованной продукции, а с другой – мы почему-то очень медленно продвигаемся вперед и до сих пор обсуждаем, что нечем заменить импортные корабельные двигатели. Забыв про наши успешные разработки, под видом трансфера технологий пытаемся клонировать чужие, часто устаревшие идеи. Прослеживается рассогласованность и отсутствие системного подхода».