В 2018 году микрофинансовая организация SmartCredit отметила резкий рост количества заемщиков: их число увеличилось более чем на 60% по сравнению с 2017 годом. Тенденцию подтверждает и статистика по рынку в целом. По опубликованным данным в 2016 году общее количество действующих клиентов микрофинансовых организаций в РФ было чуть более 2 млн человек, в 2017 году - 8,5 млн человек, а в 2018 году – уже более 10 млн человек. Специалисты микрофинансовой организации SmartCredit проанализировали причины роста популярности займов и доверия к МФО.
1. Ужесточение требований ЦБ к МФО, или нет худа без добра. Начиная с 1 января 2017 года ЦБ продолжает системную работу, направленную на приведение рынка МФО в цивилизованное поле. «В 2018 году регулятор довольно жестко и четко продолжил политику по формированию прозрачного рынка микрозаймов; выводил с рынка недобросовестные компании, злоупотреблявшие доверием клиентов. Важнейшая цель такой работы – безопасность для заемщиков. Действительно, в 2018 году мы видели, что почти каждую неделю регулятор выводил из реестра и лишал лицензии 10-15 таких «псевдоМФО». В результате доверие людей к добросовестным компаниям, которые прошли все проверки, растет», - комментирует генеральный директор SmartCredit Фарида Валуева.
2. Действие 230 ФЗ, вступившего в силу в 2017 году. Федеральный закон направлен на защиту прав и интересов заемщиков; регламентирует деятельность коллекторов (организаций, которые специализируются на возврате просроченной задолженности)/ограничивает права взыскателей долгов; прописывает все процедуры взаимодействия, ответственность за нарушения и др. Эти меры также сыграли свою роль в привлечении клиентов в МФО.
3. Переток клиентов из банковской сферы. Такая тенденция наметилась раньше, но стала совершенно очевидной в 2018 году. Она связана с тем, что ЦБ последовательно ужесточал требования к банковскому кредитованию. Банки стали серьезнее относиться к официальному подтверждению доходов потенциального заемщика, увеличили время рассмотрения заявок, а в результате гражданам стало значительно сложнее получить банковский кредит. Соответственно, многие из них стали обращаться в микрофинансовые организации.
4. МФО становятся все более технологичными компаниями. Компании совершенствуют системы скоринга. Например, внедрение современной методики построения скоринговых моделей позволило компании SmartCredit повысить уровень одобрения заявок на 33%, причем без прироста просроченной задолженности, то есть только за счет эффективно отстроенной программы.
5. МФО стали более продвинутыми в маркетинговом плане. Компании формируют программы лояльности для своих клиентов, предлагают льготные условия и бонусные программы постоянным и добросовестным клиентам. Так, в компании SmartCredit действует программа лояльности, по которой постоянные клиенты могут получать скидки на оплату процентов до 50%.
«Мы с большим воодушевлением наблюдаем, как рынок микрокредитов становится все более цивилизованным, открытым, грамотным, безопасным для наших клиентов и ориентированным на их нужны и потребности, - говорит генеральный директор компании SmartCredit Фарида Валуева. - Как результат – приток новых клиентов на рынок МФО и все большее количество довольных и счастливых клиентов. Уверена, что все в совокупности: системные меры Банка России и соблюдение всех правил регулятора добросовестными микрокредитными организациями, позволят и в 2019 году сохранить эту положительную тенденцию».