21 ноября Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина представила Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2019–2021 годы, напомнив, что проект документа впервые был представлен в Государственную Думу 1 октября. После этого он активно прорабатывался с депутатами и экспертами, в результате чего был внесен ряд дополнений, сообщается на сайте ГД.
Как сообщила глава ЦБ, рост экономики в этом году будет 1,5–2%. Но «этими темпами роста такая страна, как наша, не может быть удовлетворена», — отметила она. Эльвира Набиуллина добавила, что Правительство приняло ряд решений в экономической политике, которые должны стимулировать структурные сдвиги в экономике. Центральный банк разработал меры по развитию финансового рынка, которые будут представлены в Основных направлениях развития финансового рынка на следующие три года.
«Полагаем, что с учетом всех этих мер, рост ВВП может ускориться до 3% в 2021 году», — сказала она.
Говоря о приоритетах кредитно-денежной политики, глава Банка России подчеркнула, что одним из них является низкая инфляция. «В текущей фазе экономического цикла цель нашей кредитно-денежной политики остается неизменной – инфляция постоянно вблизи 4%», — продолжила Эльвира Набиуллина.
Председатель ЦБ сообщила, что за 10 месяцев 2018 года кредитование предприятий выросло на 5,9%, то есть более чем вдвое превысив показатель за аналогичный период прошлого года. Сохраняются высокие темпы прироста кредитования физических лиц: 18,7% против 9,8% за январь-октябрь 2017 года. Ипотека за 10 месяцев выросла на 17,4%.
«Мы уверены, что политика по долгосрочному удержанию инфляции на низких уровнях – это и политика обеспечения доступности кредита. Мы это можем наблюдать в сравнении с другими странами», — заявила она.
«Нам нужно провести преобразования и перейти к новой модели роста при неблагоприятных внешних условиях при высокой неопределенности», — считает Председатель Банка России.
К внешним рискам она отнесла риски, связанные с нефтью. «Наша экономика все еще сохраняет зависимость от цены на нефть. Важнейшим инструментом стабилизации в такой ситуации выступает плавающий валютный курс, который дает возможность финансовой системе адаптироваться и нормально функционировать при разных уровнях нефтяных цен», — сказала Эльвира Набиуллина.
Несмотря на то, что нефть все еще является фактором риска, по ее мнению, сейчас российская экономика стала гораздо менее чувствительна к колебаниям нефтяной конъюнктуры и прежде всего благодаря бюджетному правилу.
Говоря о прогнозных сценариях Основных направлений денежно-кредитной политики, она сообщила, что рассматривается три сценария: базовый, который предполагает снижение цены нефти до $55 за баррель в 2020 году; сценарий с неизменными ценами на нефть (в среднем на уровне $75 за баррель); рисковый сценарий.