Cоответствующие разъяснения подготовлены ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольного законодательства в целях разъяснения вопросов применения положений Закона о защите конкуренции (части 3 статьи 5).
Само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе коллективное доминирующее положение нескольких хозяйствующих субъектов, не является нарушением антимонопольного законодательства. Оно устанавливает запреты на злоупотребление таким положением. Именно злоупотребление доминирующим положением влечет применение мер административной ответственности, сообщается на сайте ФАС.
В разъяснениях отмечено, что привлечение к административной ответственности может иметь место только в отношении конкретного хозяйствующего субъекта, злоупотребившего доминирующим положением, в том числе коллективным доминирующим положением, и его должностного лица, при наличии объективной взаимосвязи между таким положением, конкретным действием (бездействием) и негативными последствиями (возможностью их наступления).
При оценке такой взаимосвязи подлежат учету также условия предложения (реализации) товара другими хозяйствующими субъектами, в отношении которых выполняются условия коллективного доминирования, а также общие условия обращения товара на товарном рынке.
Отдельно в Разъяснениях указано, что Закон о защите конкуренции предоставляет хозяйствующему субъекту право доказать, что его положение не может быть признано доминирующим и приводится неисчерпывающий перечень примеров.
Справка:
Разъяснения Президиума ФАС России № 15 «О привлечении к ответственности за злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими» размещены на сайте ведомства.