Случаи экстремально высокого загрязнения воздуха в Москве чрезвычайно редки, заявили эксперты Общероссийского народного фронта в сфере экологии на заседании круглого стола, посвященного текущему состоянию атмосферного воздуха столицы.
«Но вместе с тем есть задачи по улучшению атмосферного воздуха города, которые нужно решать, есть куда двигаться дальше и по снижению выбросов от автотранспорта, различных предприятий, в том числе мусоросжигающих. Особую проблему представляют мусорные полигоны и свалки. И, что не менее важно, технологические решения этих проблем также есть», – рассказал эксперт регионального штаба ОНФ в Москве Александр Гинзбург.
Заседание круглого стола, в котором помимо экспертов ОНФ приняли участие руководитель государственного природоохранного бюджетного учреждения «Мосэкомониторинг» Полина Захарова, представители общественной палаты города Москвы, департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, московского городского совета Всероссийского общества охраны природы, ученые, а также жители Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы, от которых в адрес регионального отделения ОНФ периодически приходят обращения по поводу экологической ситуации в этих округах. Более того, эксперты ОНФ часть исследований по состоянию окружающей среды города провели непосредственно исходя из запросов жителей.
По словам заместителя руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгении Семутниковой, несмотря на периодически возникающие случаи повышения концентрации вредных веществ преимущественно на юго-востоке столицы, связанные с локальными проблемами, качество воздуха в Москве сопоставимо с другими крупными городами мира.
«Москва за последние несколько лет серьезно снизила выбросы в атмосферу, – сказал Гинзбург, – за последние восемь лет столичная энергетика на 33% уменьшила вредные выбросы в атмосферу, потребление газа сократилось на 20%, потребление тепла – на 6,2%. И это несмотря на то, что в городе было построено около 60 миллионов квадратных метров новых площадей». И тем не менее, по словам эксперта ОНФ, транспорт, промышленность и свалки остаются основными источниками загрязнения воздуха столицы.
«Транспорт и промышленность Москвы постепенно становятся чище, – продолжил Гинзбург, – А свалками, сортировкой и переработкой отходов до сих пор занимаются явно мало. Поэтому «мусорные» ветра выходят сегодня на первое место и в обозримой перспективе будут оставаться приоритетной проблемой».
Отсутствие системы раздельного сбора мусора с каждым годом становится все более серьезной проблемой в столице, подтверждают слова, высказанные Александром Гинзбургом, и другие эксперты ОНФ. По их словам, проектирование жилых комплексов сегодня должно проходить с учетом раздельного сбора мусора и возможности установки нескольких контейнеров на придомовой территории.
Напомним, что в новом «майском указе» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина обозначена задача по обеспечению «кардинального снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах». По мнению экспертов ОНФ, для того чтобы выполнить эту задачу, необходима разработка и реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных городах и промышленных центрах.
Кроме того, к этой задаче вплотную примыкают сформулированные в президентском указе задачи «формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены», и задачи по «созданию и эффективному функционированию системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок».