Ростехнадзор опубликовал на своем сайте для проведения публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности при осуществлении госнадзора за деятельностью саморегулируемых организаций. Отчётный период, освещаемый в докладе, — 6 месяцев текущего года.
В качестве целей обобщения и анализа собственной правоприменительной практики ведомство видит: обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и доступности сведений о правоприменительной практике для сведения подконтрольных субъектов; совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
К задачам публикации РТН относит выявление проблемных вопросов в применяемых обязательных требованиях и выработку оптимальных решений, выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, контрольно-надзорных функций, а также подготовку и внесение предложений по их устранению, а кроме того — выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для предупреждения нарушений.
Всего за 6 месяцев 2018 года в рамках государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства Ростехнадзором и территориальными органами было проведено 167 проверок в отношении 131 саморегулируемой организации. Из них было проведено 2 плановые проверки, 26 внеплановых проверок в соответствии с частью 4 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 39 внеплановых проверок по поручению заместителя председателя правительства Российской Федерации и 120 внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний.
По итогам контрольно-надзорных мероприятий было взыскано в общей сложности 725 000 рублей в виде штрафов. В 19 случая результаты проверок были обжалованы в судебном порядке.
Ростехнадзор также составил перечень наиболее распространенных нарушений, выявленных в первом полугодии 2018 года. На первом месте — несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов саморегулируемой организации. За ним следует несоблюдение требований статей 55.4, 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части формирования и размещения средств компенсационного фонда СРО в установленном размере. Также Ростехнадзор часто регистрировал нарушение требований части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении открытия специального банковского счета в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и размещения на таком счете средств компенсационных фондов СРО.
Кроме того, было отмечено несоблюдение порядка приема в члены саморегулируемой организации (в том числе при отсутствии специалистов, сведения о которых внесены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства), а также порядка исключения сведений из реестра членов. Завершают список нарушения порядка хранения и ведения дел членов СРО и несоблюдение требований информационной открытости, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Требованиями к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций и другими нормативными актами.
Ведомство также отчиталось о мероприятиях по профилактике нарушений со стороны СРО. Так, Ростехнадзор проводит рабочие совещания с руководителями саморегулируемых организаций по процедуре подтверждения соответствия СРО требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Тем не менее, за шесть месяцев 2018 года из государственного реестра саморегулируемых организаций были исключены сведения о 24 СРО: 19 строительных и 5 проектных. Одна СРО была исключена на основании пункта 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в порядке реорганизации некоммерческой организации. Пять СРО были исключены на основании пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» по результатам подачи заявления об исключении сведений из государственного реестра СРО. И 18 СРО покинули реестр на основании части 6 статьи 55.2 и части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации – они были исключены во внесудебном порядке в соответствии с заключениями, предоставленными соответствующими Национальными объединениями СРО.
Уже после подведения итогов за полугодие в соответствии с частью 6 статьи 55.2 и частью 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации Ростехнадзор исключил из государственного реестра Ассоциацию компаний, выполняющих инженерные изыскания «Саморегулируемая организация «Региональное инженерно-изыскательское объединение» (Ассоциацию «СРО «РИИО») и Ассоциацию компаний, осуществляющих проектирование «Саморегулируемая организация «Региональное проектное объединение» (Ассоциация «СРО «РПО»).
Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” (http://sro-esp.ru) Дмитрий Мурзинцев: “Анализ правоприменительной практики, который проводит Ростехнадзор на основе докладов, позволит выявить недостатки надзорного процесса, определить ключевые тенденции и сделать систему контроля более эффективной”.