Так обобщённо именуется группа подшипников качения, имеющих неподвижно установленное внешнее кольцо, в которой в качестве тел качения применяются шарики.
1. Классификация.
Это наиболее распространённые типы подшипников, классифицируемые по широкому перечню параметров.
1.1. В первую очередь, по типу нагрузки, которую они способны воспринимать.
По этому показателю шарикоподшипники подразделяются на:
- радиальные, рассчитанные на воздействие радиальных нагрузок и не приспособленные для восприятия нагрузок осевых;
- радиально-упорные, воспринимают существенные осевые нагрузки и минимальные радиальные. Отличительная особенность: имеющиеся в их кольцах дорожки качения смещены, одна относительно другой, по отношению к направлению его оси;
- упорно-радиальные предназначены для согласования нагрузок комбинированного характера (как двухсторонних осевых, так и радиальных);
- упорные обеспечивают (в зависимости от конструкции) восприятие односторонней осевой нагрузки (вариант, двухсторонней).
Существует ещё две группы шарикоподшипников специфической конструкции и назначения, линейные и шарико-винтовые. Но сфера их использование крайне узка, поэтому далее они не рассматриваются.
1.2. По количеству рядов тел качения.
Все существующие модели шарикоподшипников делятся на три группы:
- многорядные (≥3 рядов);
- 2-рядные;
- 1-рядные.
1.3. По возможности компенсировать несоосность, имеющуюся между валом корпусом изделия подразделяются на те, которые её не имеют (несамоустанавливающиеся) и те, которые конструктивно предназначены для её устранения (самоустанавливающиеся).
1.4. По материалу, из которого выполнены тела качения. Для этого используют сталь или гибридные материалы (например, керамика).
1.5. По геометрическим размерам и ширине.
По первому показателю шарикоподшипники (https://newpodshipnik.ru/katalog-gost/podshipniki-sharikovye-upornye) делят на 5 разновидностей, от тяжёлых, до сверхлёгких.
По второму параметру выделяют модели:
- особо широкие;
- широкие;
- нормальные.
1.6. Согласно нормативу 520-2011 (ГОСТ) изделия могут иметь следующие классы точности:
- 2,Т,4,5,6, нормальный (для радиально-упорных и радиальных моделей);
- 2,4,5,6, нормальный (для упорно-радиальных и упорных версий).
Существуют классификации, учитывающие класс точности изделия и его категорию.
Получив общее представление о шарикоподшипниках, рассмотрим более подробно несколько их типов, пользующихся повышенным спросом.
2. Общие сведения о радиальных подшипниках.
Эти изделия могут иметь один или два ряда тел качения (шариков).
Их использование минимизирует потери, вызываемые трением, поэтому допускает вращение вала со значительной частотой, превышающей ту, которой можно достичь, используя подшипники иных типов (роликовые, скольжения и т. п.). Изделия безразборные.
2.1. Однорядные модели.
Применяются чаще всего. Они хорошо воспринимают нагрузки в радиальном направлении и способны работать при незначительных осевых нагрузках.
Применяемые в этих подшипниках сепараторы практически всегда изготавливаются штамповкой и центрируются по шарикам. Есть модели, в которых устанавливаются тяжёлые латунные или полиамидные сепараторы (литьё). В этом случае центрирование выполняется по бортам, которые имеют наружные кольца.
Существуют варианты исполнения с открытыми либо закрытыми корпусами. В последнем случае используется контактное уплотнение либо устанавливается защитная шайба. Эта доработка может быть одно или двухсторонней.
Преимуществом закрытых версия является отсутствие потребности смазывать их в процессе эксплуатации.
Радиальные подшипнике предлагаются на рынке с внутренними зазорами различных размеров (норма, больше/меньше).
Серийно производимые подшипники делятся на изделия:
- стандартных серий;
- широких;
- узких.
2.2. Двухрядные модели.
Эти шарикоподшипники устанавливают в механизмах и узлах, которые должны воспринимать значительные нагрузки, обеспечивая, при этом, значительную частоту вращения вала.
Два ряда шариков воспринимают большие нагрузки, чем один. При этом диаметры колец не меняются.
Любая компания, занимающаяся реализацией подшипников, предоставит квалифицированную помощь по подбору нужного типа, в тех случаях, когда заказчик не может определиться с выбором.