Дефицит квалифицированных пилотов опять вынуждает поднять вопрос о сокращении отпусков. Эта идея впервые прозвучала в 2012 году, когда гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев обратился к Министерству транспорта с предложением сократить ежегодные дополнительные отпуска пилотов. Ранее срок отпуска составлял 70 календарных дней, Савельев предложил сократить до 42 дней. Отпускная норма была введена для авиаторов еще во времена СССР.
Глава авиакомпании ссылается на тот факт, что тех пор условия труда изменились, самолеты стали современнее и отчасти управление ими автоматизировано — работа пилотов перестала быть настолько изматывающей, как была раньше.
Авиапрофсоюзы резко против перемен. Аргументы Савельева их не убеждают, напротив, пилоты уверены: воздействие негативных факторов на здоровье и жизнь сотрудников авиации только возросло. Более того, утомляемость пилотов повысится, если отпуск будет сокращен, а это негативно скажется на работоспособности. Что, в свою очередь, может отразиться на безопасности авиаперевозок. Профсоюз напоминает: работа пилота и остальных сотрудников авиации признана Министерством Труда «вредным, опасным, напряженным».
Данный спор пятилетней давности завершился победой профсоюзов. «Аэрофлоту» не удалось защитить свою позицию в Верховном суде, суд не удовлетворил заявление компании. Но авиакомпании не оставляют осуществить идею о сокращении отпусков пилотов. Об этом в концу 2017 года снова заговорил президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Тогда на совместном совещании представителей авиакомпаний и сотрудников министерства обсуждалось предоставление пилотам отпуска длительностью 7 дней — «за вредность» условий труда сотрудников авиации. Сейчас длительность этого отпуска составляет 42 дня.
Участники профсоюзов не довольны еще и тем, авиакомпании хотят взять под свое управление вопросы, которым должно заниматься государство. В качестве аргументы пилоты приводят в пример международные правила пассажирской авиации. В них сказано, что правило о количестве рабочего времени и времени отдыха устанавливает государство. А авиакомпании не заинтересованы в защите прав пилотов, так как думают об увеличении прибыли и оптимизации ресурсов.
Тем не менее проект о сокращении отпуска уже появился в правительстве, его поддержали крупные российские авиаперевозчики, Минтранс и Минтруд. Против проекта выступают профсоюзы — они уже провели протестный пикет у здания Минтранса.
Продолжительный отдых авиаторов — распространенная практика. Например, в Китае отпуск пилотов составляет 96 дней. Отток российских специалистов-пилотов в азиатские страны отчасти связан с привлекательными условиями труда.