Эти изделия относятся к группе подшипников качения. В отличии от шарикоподшипников, в них, в качестве тел качения, используются ролики. Основное назначение, восприятие значительных радиальных нагрузок при почти полном отсутствии осевых.
К недостаткам конструкции следует отнести повышенные показатели трения, что снижает величину максимально допустимой скорости вращения и требует использования смазки.
1. Классификация.
Роликовые подшипники качения предлагаются в различных вариантах исполнения, основными из которых считаются рассматриваемые ниже.
1.1. Роликовые цилиндрические.
Эти изделия могут иметь один, два или четыре ряда роликов. При качении последние упираются в кольцевые ботики.
Кольца с бортиками, расположенными с одной или обеих сторон, именуются фасонными. Подшипник роликовый (https://newpodshipnik.ru/katalog-gost/podshipniki-rolikovye-upornye-gost/) отдельных типов вместо фасонного кольца комплектуется упорными шайбами (сплошными). Наличие этих элементов является главным фактором, влияющим на определение разрешённой величины нагрузок, действующих в осевом направлении.
Важно понимать, что в различных моделях сепаратор и ролики направляются либо внутренним, либо внешним кольцом. Только оно имеет бортики.
Данные подшипники комплектуются сепараторами, изготовленными из стали, полимеров или латуни.
Изделие обладает почти вдвое большей несущей способностью, в сравнении с шариковыми аналогами. Это достигается за счёт значительного линейного контакта, имеющегося между поверхностями беговых дорожек и роликами.
Для упрощения установки подшипники этого типа выполнены разборными.
Цилиндрические роликоподшипники 2-рядные характеризуются небольшими диаметрами, существенной грузоподъёмностью и малой упругой осадкой. Востребованы для установки на прокатных станах и крупногабаритных редукторах промышленного назначения.
4-рядные модели востребованы на прокатных станах. Обладают минимальным трением (изо всех роликовых версий) и допускают работу со значительными скоростями вращения. Позволяют компенсировать незначительное смещение вала по отношению к корпусу.
1.2. Роликовые конические.
В качестве тел вращения используются ролики конического типа, располагающиеся под определёнными углами к оси вращения. Внутреннее кольцо и сепаратор также имеют форму конуса. Это обеспечивает возможность восприятия комбинированных нагрузок (как осевых, так и радиальных).
Эти подшипники относятся к группе радиально-упорных (не путать с упорно-радиальными). Разница между ними заключается в величине начального угла контакта. для первых его значение («Р») ≤ 36°, а для вторых Р>36°. (чем больше величина «Р», тем выше показатель допустимой осевой нагрузки и, соответственно, ниже нагрузка радиальная.
Подшипники конические допускают меньшие скорости вращения (относительно изделий, в которых используются цилиндрические ролики).
Конструкция является разъёмной, что упрощает установку и снятие таких подшипников.
Однорядные конические роликоподшипники нуждаются в постоянных регулировках имеющихся осевых зазорах, т. к. выход их размеров за допуски (в любую сторону) может привести к их разрушению в процессе работы.
Сферой применения однорядных версий являются автомобильные трансмиссии и редукторы, имеющие общемашиностроительное назначение, в ступицах колёс и катках гусеничных траков.
Двухрядные разновидности устанавливаются в мощных редукторах, транспортировочных рольгангах, иных изделиях, которым требуется придать высокую живучесть и значительную долговечность.
Четырёхрядные подшипники преимущественно устанавливаются на прокатных станах и используются в тяжёлом машиностроении.
1.3. Роликовые сферические двойные.
Часто именуются самоустанавливающимися. Их наружное кольцо имеет изнутри сферическую форму (вариант, формируется из пары конусов, расположенных вершинами друг к другу), что позволяет подшипнику сохранять работоспособность даже при существенной несоосности (что приводит к перекосу кольца внутреннего относительно внешнего), а также при прогибах вала.