23 марта 2010 года в ФБК прошла презентация доклада, посвященного результатам исследования «Интернет-решения в аудиторско-консалтинговых компаниях: обзор практики, перспективы развития» (http://www.fbk.ru/library/research_library/473422/). Основной целью исследования ФБК было получение сведений о том, как корпоративные сайты используются в бизнес-процессах компаний, включены ли они в интегрированные маркетинговые коммуникации и рассматривают ли консалтинговые компании веб-решения как перспективу развития.
Как отметил руководитель исследовательской группы, заместитель директора департамента по связям с общественностью ФБК Владимир Светашев, большинство опрошенных используют свои корпоративные сайты прежде всего как инструмент информационной политики. При этом абсолютно все участники исследования используют так называемое «пассивное информирование», то есть размещают на сайте собственные новости компании. При этом активное информирование, то есть рассылку своих новостей, использует только 46% опрошенных.
Другая тенденция - по словам В.Светашева, более половины опрошенных (61%) готовы использовать корпоративный сайт как рекламоноситель и средство интернет-маркетинга, при этом фактически ведут рекламные кампании на сайтах 13%. «Думаю, это направление будет существенно развиваться в ближайшее время, тем более, что аудитория наших сайтов очень качественная, - отметил В.Светашев. - Рекламные бюджеты уходят в Интернет, налицо тенденция развития новых рекламных форматов для использования на корпоративных сайтов, в том числе таких, как обмены, партнерские программы», - отметил он.
И еще одна тенденция: в качестве элемента CRM корпоративный сайт используют только 13% опрошенных, в то время как в западных консалтинговых компаниях этот показатель составляет 46%. «Наиболее вероятная причина такой разницы, скорее всего, заключается в том, что технологии не соответствуют бизнес-процессам консультантов», - пояснил В.Светашев.
Директор по стратегическому планированию и развитию компании «Росэкспертиза» Александр Каспаров считает, что лидерам рынка аудиторско-консалтинговых услуг использование сайта в качестве элемента CRM просто пока не нужно. «Например, консультанты, которые работают с самыми крупными российскими компаниями, оказывают им уникальный набор услуг. Это не «коробочные решения», которые можно тиражировать и продавать через сайт. Поэтому для нас корпоративный сайт – это, прежде всего, «информационный буклет», позволяющий рассказать о деятельности компании, ее услугах и проектах», - заявил А.Каспаров.
С этим согласился и директор по аналитическим исследованиям компании «Ашманов и партнеры» Олег Жуков. По его словам, использовать сайт как элемент CRM будет иметь смысл тогда, когда консалтинг станет ориентированным на массовый сегмент и когда больше людей, принимающих решения, будет искать информацию в Интернете. «Потребность в CRM возникает, когда мы выделяем из консалтинга какую-то массовую услугу», - отметил эксперт. При этом он подчеркнул, что развитие Интернета в России отстает от Запада примерно на 5 лет. «Ведение бизнеса, в том числе консалтингового, в Интернете отличается тем, что российский Интернет очень молодой, развитие технологий у нас пока не достигло западного уровня», - сказал О.Жуков.
В заключение В.Светашев отметил, что перспективность сектора веб-решений для консалтинговых компаний высока, это подтверждается российскими и зарубежными тенденциями, а также прогнозами развития отрасли.