Принцип работы подшипников стал актуален с появлением колеса. Сейчас существует большое множество различных деталей, однако независимо от разновидности каждой модели они несут все ту же функцию – обеспечение способности механизма свободно вращаться и защита его от преждевременного изнашивания.
Разновидности подшипниковых конструкций.
Основными элементами любых подшипников выступают тела качения – шарики, ролики или цилиндры, благодаря которым все детали разделяются на три больших разновидности.
Роликовые детали конической формы.
Элементы качения этих деталей являются коническими роликами. Эта особенность серьезно увеличивает их устойчивость к значительному пиковому нагружению, а также к осевому или радиальному. Наиболее распространенным является использование изделий этого типа внутри колесной ступицы. Эффективное решение в таком случае – тандемная зеркальная установка двух деталей конической формы в едином узле такие детали предоставляются здесь (https://newpodshipnik.ru/stupichnye-podshipniki/).
Шариковые изделия.
Этот вид подшипниковых изделий – самый популярный. Компонентами качения в них выступают шарики. Детали распространены в различных отраслях народного хозяйства – в металлургической промышленности (https://newpodshipnik.ru/podshipniki-v-metallurgicheskih-kombinatah), электрических двигателях, строении автомобилей, бытовых приборах.
Сферические элементы делают возможным их вращение в любом направлении. Большинство разновидностей подшипниковых деталей этого образца способны без ущерба выдерживать как радиальные, так и осевые нагрузки. Однако у них есть и ограничения – небольшая контактная площадь, поэтому применение допустимо в тех механизмах, которые не отличаются чрезмерной грузоподъемностью и ударными скоростями.
Использование деталей в сборочных узлах, призванных выдерживать повышенные нагрузки, предусматривает увеличенный диаметр сферического элемента и, соответственно, максимальный размер самого изделия.
Роликовые конструкции цилиндрической формы.
Главным элементам этих деталей придана цилиндрическая форма. Это способствует равномерному рассредоточению нагрузки по увеличенной площади контакта. Изделия идеально выдерживают большие нагрузки и подходят для работы в тяжелых условиях.
Широкая площадь контакта увеличивает устойчивость к радиальным воздействиям, снижая сопротивляемость к общему осевому нагружению. Поэтому детали не разрешено применять в механизмах, подвергающихся колоссальным осевым нагрузкам. Они используются в сборочных узлах с небольшим размером вала, на труднодоступных участках.
Конструкция и составные элементы деталей.
Несмотря на то, что изделия классифицируются по форме элементов качения, прочие составные компоненты также важны.
Сепаратор.
Этот компонент детали имеет вид перфорированной обоймы. Отверстия в ней сделаны по размеру и форме компонентов качения, которые могут быть представлены сферами, цилиндрами или конусами. Они располагаются на внутренней поверхности, где вращается деталь.
Сепараторы – встроенные элементы подшипникового изделия и отдельно, как правило, не поставляются.
Обойма.
Компонент имеет вид металлической окружности, внешнее и внутреннее покрытие которого прошло претенциозную обработку. Именно благодаря обойме возможно вращение подшипникового механизма. Нередко роль этого элемента перебирает на себя ступица, где есть подходящие отверстия для элементов качения, однако в этом случае подшипник не отделим от узла и подлежит замене вместе с ним.
Сальник.
Эта часть детали представляет собой кольцо из резины, прошедшей специальную обработку. Часто его называют пыльником, но главная функция этого компонента не только защита от пылевого облака, но и предотвращение вытекания смазочных масел и попадания внутрь механизма жидкости. Эта часть подшипника подвергается естественному износу в процессе функционирования. Ее заменяют при ремонте или замене самой подшипниковой детали.
Колесная ступица.
Этот компонент производится путем литья металла или ковки. Он выступает опорой, к которой прикрепляется колесо. Обычно подшипниковые узлы располагаются внутри, позволяя колесам свободно оборачиваться. В зависимости от разновидности механизма могут называться ступичными либо или же быть ступицей-подшипником. В этом случае их поставляют в комплекте со ступицей, что разрешает заменить их, не прибегая к помощи пресса, а это исключает неправильную установку.
Смазочные материалы.
Синтетический или минеральный материал высокого качества призван минимизировать изнашивание рабочих поверхностей. Подшипниковые смазки имеют отличительные особенности, в числе которых стойкость к высоким температурным показателям и сохранение своих свойств при чрезмерном накаливании. Обязательное условие использования – чистота смазок. В состав веществ не должны попадать посторонние частицы и даже пыль, поскольку это приводит к быстрому изнашиванию и повреждению детали.