Как следует из отчетов Росстата, на конец 2016 года население России составило более 146 млн человек. При этом, пик численности пришелся на группу 25 – 35 лет, а так называемая «демографическая яма», характеризующаяся самым низкими показателями, - на россиян в возрасте 10 – 25 лет. К 2027 году сложившаяся в конце девяностых-начале двухтысячных «демографическая яма» переместится и существенно поменяет сложившуюся картину в розничном потребительском кредитовании.
Согласно прогнозу БКИ «Эквифакс» в 2027 году количество кредитующихся клиентов в возрасте 25 – 34 лет упадет на 43%. В настоящий момент это основная возрастная группа, активно оформляющая различные банковские продукты – ипотеку, автокредит, потребительские кредиты. Клиентов в возрасте 55 – 64 лет также станет значительно меньше, рынок потеряет в этой группе 19% клиентов. Группа молодых заемщиков в возрасте 18-24 лет, напротив, возрастет на 13%. В основном, такие клиенты сейчас интересуются открытием кредитных карт и POS-кредитованием. Лидером по росту окажется возрастная группа 65 – 74 лет, где количество клиентов увеличится на 50%. В настоящий момент основным продуктом в данной группе являются займы МФО.
Если рассматривать динамику в разрезе банковских продуктов, то наиболее существенный спад популярности ожидает ипотечное кредитование. К 2027 году этот рынок сократится более, чем на 17%. Объем рынка всех прочих банковских продуктов, включая микрокредитные займы, сократится в среднем на 11%.
Вследствие «демографической ямы» сжатие рынка розничного кредитование к 2027 году может составить в среднем 12-13%, что в абсолютных величинах на текущий момент составляет более 50 млрд руб. в месяц. У финансового сектора ещё есть время для решения проблемы «демографической ямы» за счёт вовлечения в кредитование тех сегментов населения, которые в настоящее время охвачены кредитованием фрагментарно: лица в возрасте от 18 до 21 – 24 лет и люди пенсионного возраста. И если с пенсионерами ситуация может быть решена за счёт ожидаемого повышения пенсионного возраста, то с молодым сегментом банкам ещё предстоит научиться работать, предлагая им не только высокомаржинальные кредитные карты, но и более дешевые потребительские кредиты.
Многие банки уже сейчас стараются «выращивать» клиентов с раннего возраста, развивая программы, основанные на дебетовых картах или картах с минимальными лимитами кредитования / овердрафтов, а также выдавая POS-кредиты.
Развитие этого направления связано с повышенными кредитными рисками для кредиторов вследствие отсутствия кредитной истории у молодого населения. Управление рисками в данном случае требует от кредиторов поиска новых источников информации о поведении и интересах молодого населения, на что они уже в настоящее время нацелены.