По данным Министерства транспорта Российской Федерации за 3 месяца 2018 года было совершено 27 303 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 2 600 и пострадало 36 399 человека. В 2017 году на дорогах России погибло порядка 13 человек на 100 000 населения, в то время как в ряде стран Европы этот показатель ниже в 3-4 раза . Согласно Стратегии безопасности дорожного движения, до 2024 г., принятой Правительством РФ в январе этого года, через семь лет этот показатель в России должен быть снижен до 4 человек на 100 000 населения, а к 2030 г. – приблизиться к нулевой отметке. Более 200 делегатов из разных стран и регионов России обсудили эффективные меры обеспечения дорожной безопасности на четвертой международной конференции «Безопасность дорожного движения и интеллектуальные транспортные системы на автомобильных дорогах», организованной Российской Ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» при поддержке при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства , а также в партнёрстве с компанией 3М, БиЭйВи, «СЗЛК» и др.
В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, дорожных органов федерального, регионального и муниципального уровней, дорожных ведомств Финляндии и Норвегии, российские и зарубежные эксперты, разработчики и производители решений для дорожной инфраструктуры, представители научного сообщества. Эксперты проанализировали международный опыт и обсудили практики снижения аварийности на дорогах в различных регионах России.
На мероприятии были представлены решения для создания «умных дорог» с использованием искусственного интеллекта и новинки в области современной дорожной инфраструктуры. По информации, озвученной представителями ГУО БДД МВД России, приоритетными направлениями работы в настоящее время являются: изменение поведения участников дорожного движения, направленное на соблюдение ПДД, совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей, совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения, улучшение по условиям безопасности улично-дорожной сети, включая развитие работ по организации дорожного движения, развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Реализуемые меры дают положительные результаты, так наблюдается снижение количества мест концентрации ДТП – по итогам 2017 года этот показатель составил 48%, в 2018 году ожидается уменьшение показателя до 34%.
На конференции особое внимание было уделено малозатратным мероприятиям по снижению аварийности в местах концентрации ДТП на дорогах и улицах, которые одновременно являются и наиболее экономически эффективными, так как при сравнительно небольших затратах позволяют значительно снизить количество и тяжесть ДТП. Среди этих мероприятий – использование современных технических средств организации дорожного движения, таких как: дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, направляющие и ограждающие устройства, контурная маркировка специальной техники и грузовиков, а также пассажирских и школьных автобусов и др.
Спикеры из разных стран рассказали об инновациях, которые позволили значительно снизить количество и тяжесть ДТП. Сегодня передовой зарубежный опыт успешно применяется и в нашей стране. «Эксперименты, проведенные «РАДОР» в местах концентрации ДТП на федеральных и региональных дорогах России, однозначно показали высокую эффективность некапиталоемких мероприятий на основе использования современных технических средств организации движения, что может успешно применяться и далее во всех регионах России», — отметил в своем сообщении Борис Некрасов, сопредседатель рабочей группы «РАДОР» по БДД, директор по продажам и маркетингу отдела Систем безопасности дорожного движения компании 3М
Справочная информация о компании 3М:
Создание современной дорожной инфраструктуры, хорошо видимой и понимаемой как людьми, так и искусственным интеллектом – вот задача для ученых, технологов и специалистов дорожной индустрии. Концепция безопасности 3М состоит в обеспечении хорошей видимости всех объектов на дороге в темное время суток, в условиях недостаточной и ограниченной видимости. Взаимодействие «человек-автомобиль-дорога» надежно обеспечивается в том числе за счет применения современных световозвращающих и флуоресцентных материалов. Дорожные знаки, дорожная разметка, контурная маркировка транспортных средств, одежда для дорожных рабочих, сотрудников ДПС – вот неполный перечень решений, при производстве которых важно использовать высококачественные материалы.
Понимая важность этой работы, 12 апреля 2018 года ООН учредила Целевой фонд по безопасности дорожного движения (United Nations Road Safety Trust Fund). Средства из него будут направлены на ускорение прогресса в области глобальной безопасности дорожного движения. Одной из первой компаний, принявших участие в проекте, стала 3М, выделив $ 250 000. Возможно, эта инициатива позволит спасти сотни тысяч жизней, ведь по данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире из-за дорожно-транспортных происшествий погибают около 1,3 миллиона человек, еще 50 миллионов получают ранения. А 93% всех ДТП происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, жители которых владеют лишь немногим более половины мировых транспортных средств.