В феврале 2018 года кадровое агентство ProPersonnel провело исследование российского рынка труда с целью выявления портрета управленца, который наиболее востребован у работодателей в этом году. Материалом для анализа послужила собственная экспертиза консультантов агентства (команда ProPersonnel работает в сфере подбора топ-менеджеров, руководителей и специалистов более 15 лет), результаты опросов работодателей и кандидатов на управленческие позиции, данные job-сайтов (вакансии и резюме).
"Доля управленческих вакансий в России сегодня составляет не более 1%, - комментирует ситуацию на российском рынке труда Татьяна Долякова, Генеральный директор ProPersonnel. - В среднем формальная конкуренция на управленческие позиции (job-сайты) составляет около 30 человек на место, фактическая конкуренция (экспертиза ProPersonnel) – до 200-300 резюме на вакансию. Из них выше всего конкуренция на позицию "Генеральный директор", "Исполнительный/Операционный директор", "Председатель правления". Менее всего конкурентна должность "Вице-президента" (30 резюме на вакансию), но и вакансий немного. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около 40% от общего числа управленческих вакансий в России, причем в Москве сосредоточено около 60%, в Санкт-Петербурге – около 40%. Т.о. сохраняется противоречивая тенденция: высокая конкуренция за вакансии с одной стороны – и дефицит компетентных управленцев с другой".
Тренды российского рынка управленческих вакансий и необходимые компетенции топ-менеджера в 2018 году таковы:
1. Топ-менеджеров активно ищут в отраслях: ИТ, медицина и фармацевтика, промышленность и производство, сельское хозяйство.
2. «Идеальный» кандидат для работодателей этого года – топ-менеджер с 65-75% Hard Skills и 35-25% Soft Skills. В то же время воздействие «цифровой революции» на все отрасли и сферы жизни, динамично меняющаяся бизнес-среда требуют от современного управленца активного развития не только профессиональных компетенций, но и Soft Skills - лидерства, нацеленности на результат, стратегического мышления, умения работать в команде, успешной коммуникации.
3. Работодатель ценит руководителей и специалистов с опытом работы в российских компаниях ввиду большей адаптивности/готовности к изменениям. Экспаты приглашаются как отраслевые специалисты, а не топ-менеджеры.
4. Внедрение в работу компаний дизайн-мышления (творческий подход к решению бизнес-задач), востребованность компетенции «управление проектами».
5. Рост значимости digital skills («цифровых навыков») и для руководителей (Social Media, Digital Marketing, Интернет вещей, программные решения для бизнеса, информационная безопасность и пр.).
6. Трансформация приоритетов бизнес-образования – к обучению навыкам предпринимательства. Топ-менеджер может открывать собственный успешный бизнес, стать стартапером.
7. Тренд к пересмотру мотивации и бонусных систем и KPI топ-менеджеров – в сторону долгосрочности, реальной эффективности.
8. Развитие личного бренда руководителя.
9. Изменения в оргструктуре многих компаний и внедрение командной работы вместо вертикальной иерархии.
10.Количество лидеров внутри одной компании растет: лидеры – управленцы, специалисты разных должностей и возрастов. Они работают в компании, ведут собственные проекты.