Заведующий кафедрой региональной экономики и управления Международного института экономики, менеджмента и информационных систем опорного Алтайского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Виталий Викторович Мищенко принял участие в Первом профессорском форуме, состоявшемся в Москве.
Организованный на базе Российского университета дружбы народов под председательством ректора РУДН, сопредседателя наблюдательного совета Российского профессорского собрания, председателя высшей аттестационной комиссии Владимира Михайловича Филиппова форум был посвящен обсуждению проблем и новых вызовов современной науки и высшего образования.
В работе форума приняли участие: Драгункина З.Ф., председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре ФС РФ; Никонов В.А., председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ; Трубников Г.В., заместитель министра образования и науки Российской Федерации; Хохлов А.Р., вице-президент Российской академии наук, проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Соболев А.Б., директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Кравцов С.С., заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Шаронов А.В., президент Школы управления «Сколково», а также руководители и представители 73 региональных отделений Российского профессорского собрания.
«В 2017 году Алтайский государственный университет стал официальным представителем Российского профессорского собрания в Алтайском крае – на его базе открылось отделение этой организации. В настоящее время отделения РПС открыты в большинстве регионов страны, - отметил Виталий Викторович. – На форуме состоялось обсуждение актуальных вопросов высшего образования. В частности, на собрании была поставлена задача сформировать в структуре РПС целый ряд комиссий по вопросам образования, науки и так далее».
По итогам работы собрания была принята резолюция в виде конкретных рекомендаций Федеральному собранию и Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки России, органам государственной власти субъектов РФ и высшим учебным заведениям совместно с объединением работодателей. Российскому профессорскому собранию и его региональным отделениям было предложено сосредоточиться на 30 направлениях, ключевыми из который, по мнению участников форума, являются:
• проведение мониторинга действующих научных школ в университетах и вузах и доведение его результатов до профессиональной общественности регионов;
• анализ научных журналов из перечня ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук и на основе анализа представить рекомендации ВАК по включению или исключению журналов перечня ВАК с учетом специфики отрасли, региона или изданий;
• активное участие в осуществлении профессионально-общественной аккредитации высших учебных заведений и отдельных программ подготовки бакалавров и магистров; в экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
• анализ и мониторинг учебной и научной нагрузки профессора вуза и проведение широкого общественного обсуждению с выработкой рекомендаций;
• активное участие в обсуждении проектов изменений в федеральное и региональное законодательство в сфере науки и образования;
• мониторинг опыта ряда университетов по вопросам предоставления долгосрочного оплачиваемого творческого отпуска для подготовки научных работ и диссертационных исследований и публикация в открытой печати его результатов;
• разработка рекомендаций по стимулированию участия бизнеса в финансировании отечественного образования и науки;
• внесение изменений в Налоговый кодекс РФ с целью поощрения предпринимателей, осуществляющих поддержку учреждений образования и науки, в том числе путем предоставления налоговых льгот;
• анализ практики реорганизации факультетов и кафедр вузов в департаменты, институты и т.п. и оценка влияния данной реорганизации на академические свободы, качество образования и научные исследования.