Россия заняла 59 место в рейтинге The Belt and Road Initiative (BRI), подготовленного международной консалтинговой компанией Knight Frank. Исследование включает в себя 69 стран, которые вошли в стратегию Китая по созданию «Нового Шелкового пути». The Belt and Road Initiative объединяет ряд экономических коридоров: от Китая до Центральной и Южной Азии, от Ближнего Востока до Европы и по морскому побережью, от Юго-Восточной Азии и Океании до Ближнего Востока, Африки, Европы. На страны «Нового Шелкового пути» приходится около 60% населения земного шара, 40% мирового ВВП и инвестпроектов на общую сумму $900 млрд.
Индекс рейтинга, согласно которому ранжировались страны, был сформирован за счет шести основных категорий (экономический потенциал, институциональная эффективность, демографические преимущества, инфраструктурное развитие, доступность рынков и устойчивость к стихийным бедствиям). Каждой категории присваивался определенный вес, например, экономический потенциал вносил свой вклад в индекс в размере 25%, а устойчивость перед стихийными бедствиями – 5%.
Внутри каждой категории анализировались данные по основным институциональным и экономическим показателям: ВВП на душу населения, прогноз по ВВП, свобода выборов, эффективность госуправления, доля неработающего населения, рост населения, уровень урбанизации, индекс восприятия коррупции, уровень проникновения интернета и т.д. Источниками информации служили отчеты Всемирного Банка, ООН, МВФ, Transparency International и Germanwatch.
Сингапур занял первую строчку рейтинга. Государство принимает 2,7 тыс. судов в день и 6,8 тыс. авиарейсов еженедельно, усиливая свою мировую позицию как ключевого морского центра, самого загруженного порта в мире и одного из самых больших воздушно-транспортных узлов в Юго-Восточной Азии. Благодаря интересу Китая к региону и к Сингапуру, страна занимает центральное место по своему значению в BRI. За счет статуса Сингапура как ключевого регионального финансового центра и одного из крупнейших оффшорных центров юаня, многие китайские компаний выходят на глобальный уровень через партнерство с сингапурскими.
Опыт Сингапура в проектном финансировании, страховой экосистеме, правовой и арбитражной экспертизе, позиционирует его как центр многочисленных деловых возможностей в BRI. По данным Министерства торговли и промышленности, 6,5 тыс. китайских компаний стали работать в городе, это почти в два раза больше, чем пять лет назад. BRI может стать существенно новым стимулом для сингапурских инициатив по внешнему росту.
Координационным центром для китайских инвестиций является самый густонаселенный эмират в ОАЭ - Дубай. Число китайских туристов выросло на 60% в I квартале 2017 года, став четвертой по величине национальностью, посетившую Дубай. Годом ранее китайцы были восьмыми. За первое полугодие 2017 года китайские инвесторы зарегистрировались в качестве четвертых самых активных инвесторов в недвижимость в Дубае (были шестым за тот же период годом ранее).
Более низкие цены на нефть, более высокие процентные ставки и сильный доллар способствовали замедлению роста ВВП в ОАЭ в течение последних двух лет. Экономика приспосабливается к новой норме цен на нефть и диверсифицируется, чтобы сократить свою зависимость от доходов от сырой нефти (Промышленная Стратегия Дубая 2020). Ожидается, что рост ВВП ОАЭ наберет обороты в 2017 (+2,7 %) и 2018 (+3,3%) в преддверии ЭКСПО-2020.
Особую заинтересованность китайские инвесторы проявляют к российским проектам развития Дальнего Востока. Компания Sheen Creation Holdings реализует проект во Владивостоке по созданию гостинично-жилого и административного комплекса «Дом в море», который будет включать в себя пятизвездочный отель, торговый центр, спортивный центр. Группа компаний «Guo Wei» инвестирует в строительство казино, отеля и яхт-клуба в игорной зоне «Приморье». Также компания «Юй Пэн» и ее дочерняя структура «Хунбо» заинтересованы в инвестициях в строительство жилья во Владивостоке, а также в совместном с властями Владивостока участии в проекте «Жилье для российской земли», подразумевающее строительство жилья для детей-сирот и для людей, переселяемых из аварийного жилого фонда. Для реализации этих проектов возможно совместное создание заводов по производству стройматериалов.
Индекс стран «Нового Шелкового пути».
№ Страна Индекс
1 Сингапур 69,85
2 Катар 59,98
3 ОАЭ 59,43
4 Новая Зеландия 57,15
5 Китай 57,09
6 Малайзия 55,50
7 Эстония 55,42
8 Бахрейн 54,64
9 Бутан 54,21
10 Южная Корея 53,96
…
20 Литва 51,19
…
22 Латвия 50,14
…
24 Грузия 49,63
…
39 Казахстан 44,45
…
47 Молдова 41,06
…
50 Армения 39,88
…
54 Кыргызстан 39,40
55 Азербайджан 39,12
…
58 Узбекистан 37,75
59 Россия 37,67
60 Таджикистан 36,38
…
62 Украина 35,81
63 Беларусь 34,41
Источник: Knight Frank Research, 2018
Индекс стран Нового Шелкового пути с разбивкой на категории.
№ Страна Эк. потенциал (25%) Инст. эффективность (25%) Демограф. выгоды (20%) Развитие инфрастр-ры (15%) Доступн. рынка (10%) Уст. стих. бедствиям (5%)
1 Сингапур 48,92 87,69 44,9 78,55 100 98,77
2 Катар 60,10 63,47 57,68 50,84 49,31 100
3 ОАЭ 48,64 66,52 53,18 62,84 57,01 97,61
4 Новая Зеландия 36,01 98,76 37,41 53,80 34,85 88,49
5 Китай 56,81 37,17 58,94 54,62 94,86 82,55
6 Малайзия 48,51 58,43 49,42 54,33 62,64 89,39
7 Эстония 35,24 82,40 28,54 56,15 70,42 96,74
8 Бахрейн 36,98 44,45 69,03 71,46 50,11 94,83
9 Бутан 64,78 59,73 57,92 19,71 41,58 87,65
10 Южная Корея 37,74 70,24 39,03 67,81 46,02 87,82
11 Россия 24 24,85 34,63 45,08 75,48 84,41
Источник: Knight Frank Research, 2018.