По данным совместного исследования Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервиса онлайн-кредитования Е заем, в 2017 году и в банки, и в МФО стали чаще обращаться клиенты с плохой кредитной историей. Если первые снизили долю одобрения таких заявок, то вторые ее значительно повысили и не считают этих клиентов плохими.
В рамках совместного исследования Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервис онлайн-кредитования Е заем проанализировали, как часто в прошлом году в банки и МФО обращаются клиенты, имеющие в кредитной истории просрочки свыше 90 дней, и какая доля их одобряется.
Клиенты, имеющие в кредитной истории просрочки от 90 дней, стали обращаться за заемными средствами чаще. Если в 2016 году в доля таких заявок в банках составляла 11,2%, то в 2017 уже 13,5%.
Еще сильнее выросла их доля в МФО – с 26% до 33,4%.
В результате, среди заявок, одобренных банками, доля заявок с просрочкой от 90 дней составила в прошлом году 2,2%, снизившись по сравнению с 2016 годом на 0,1 процентный пункт.
При этом в МФО в 2017 году этот показатель составил почти треть – 27,4%, тогда как годом ранее находился на уровне 17,7%.
Подавляющему числу клиентов с просрочкой от 90 дней банки отказывают, причем в прошлом году они стали делать это чаще – доля одобрения составила лишь 6,1% против 7,9% в 2016 году. Немного выше доля одобрения по заявкам с просрочкой до 90 дней – 10,1% в 2017 году и 11,4% в 2016. Только 43,2% клиентов без просрочки вообще смогли получить кредит в 2017 году, а годом ранее таких было 44,5%.
Гораздо выше доля одобрения в МФО, причем в отличие от банков, в 2017 году участники микрофинансового рынка увеличили ее еще сильнее. Интересно, что доля одобрения по заявкам с просрочкой до 90 дней меньше, чем от 90 дней – 45,6% против 46,7% соответственно. В 2016 году доли таких заявок были ниже – 35,3% и 30% соответственно. Выше всего доля одобрения по заявкам без просрочек, в 2017 году она составила 65,4%, а в 2016 году – 51,4%, то есть на 14 процентных пунктов больше.
Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ Эквифакс:
На первый взгляд кажется нерациональным, что банки и МФО выдают кредиты и займы людям с плохой кредитной историей. При более детальном анализе становятся видны причины такого подхода. Во-первых, как мы отмечали на нашей конференции Infoday осенью прошлого года, хорошие клиенты буквально закончились на рынке и необходимо искать новые сегменты, в том числе, возможно, за счет дополнительной селекции среди клиентов с просрочкой. Во-вторых, и банки, и МФО, выдавая средства таким клиентам, реализуют своё право на реструктуризацию проблемного актива. Это довольно распространенная практика на рынке.
Светлана Гайдукова, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем:
Рост доли заявок с длинными просрочками связан с выходом из кризиса, когда многим не удалось сохранить хорошую кредитную историю. При этом потребность в заемных средствах сохраняется, и по цифрам видно, что в 2017 году доли таких обращений и в банках, и в МФО выросли примерно одинаково.
Но реагировали на это банки и МФО по-разному: если первые снизили долю одобрения таких заявок на 0,1 процентного пункта, то вторые – увеличили на 9,7 пунктов. Причина таких действий МФО в том, что в 2017 году они работали в первую очередь с повторными клиентами и имели о них много информации, что позволяло выдавать займы даже тем, кто имел просрочки свыше 90 дней. На самом деле, это не критичная характеристика, особенно в МФО – ситуация у клиента может измениться, и он вновь становится не должником, а добросовестным заемщиком. Тем не менее, это увеличивает риски, поэтому для такой работы нужны хороший скоринг и эффективный отдел взыскания.