По итогам 2017 года в Россию пришло 37 новых международных розничных игроков, их количество сократилось на 33%, по сравнению с 2016 годом, говорится в исследовании международной консалтинговой компании Knight Frank. Кроме того, число новых операторов оказалось самым низким за последние пять лет: например, в 2013 году на рынок России вышло 40 новых международных операторов.
В IV квартале 2017 года на российский рынок вышло восемь новых международных розничных операторов. Данный показатель ниже в три раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: тогда свои магазины и заведения открыли 22 игрока. Семь операторов 2017 года начали свое развитие с рынка столицы, один бренд – оператор спортивных товаров Lescon (Турция) – стартовал на рынке Воронежа в «Центре Галереи Чижова».
По словам руководителя отдела торговых центров департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгении Хакбердиевой, выход международных брендов в Россию напрямую зависит от экономико-политических отношений России с Европой и США. «Сегодня мы наблюдаем крайне низкий интерес североамериканских ритейлеров к России, несмотря на подтвержденные планы по выходу в конце 2016 года. У европейских компаний сохраняется умеренно-сдержанный интерес к нашей стране, что выражается в очень аккуратном и детальном изучении рынка перед тем, как принять окончательное решение о развитии на российском рынке. Поэтому количество новых брендов, которые выходят на наш рынок, нестабильно, но мы уверены, что Россия – это перспективный рынок для западных игроков и постепенно многие интересные и долгожданные бренды придут к нам».
По итогам 2017 года 59% операторов, вышедших на российский рынок, позиционировались в высоком ценовом сегменте – годом ранее их насчитывалось 44% от общего числа. Среди дебютантов – бутик ювелирных украшений Mauboussin на Никольской улице, открытие которого анонсировалось еще летом, но состоялось в конце декабря 2017 года; московский филиал премиального итальянского ресторана Assunta Madre Moscow на Поварской улице (до конца 2017 года заведение работало в тестовом режиме, но было открыто для посещений); магазин детских игрушек и подарков "Игрушки Disney» в Центральном детском магазине; американский фитнес-клуб премиального сегмента TRIB3 в Лесном переулке, а также магазин спортивных товаров Under Armour, флагманский бутик которого открылся в ТРЦ «Метрополис».
По итогам 2017 года структура распределения новых брендов по профилю совпадала с тенденциями предыдущих лет: почти треть (11 из 37) новых операторов относится к категории «одежда/обувь/белье» и позиционируются в «среднем» и «выше среднего» ценовых сегментов. Другие категории представлены примерно равными долями и сильно отстают по количеству от лидера: по четыре ритейлера вышло на рынок в категориях «спортивные товары», «детские товары» и «техника/электроника», по три оператора – в категориях «косметика и парфюмерия» и «общественное питание». Остальные категории были представлены парой или одним оператором.
У 32% международных брендов, пришедших в Россию, страной происхождения является Италия. Таким образом, в 2017 году страна-лидер сохранила свои позиции. В прошлом году на российском рынке также появились игроки из Казахстана и Молдавии: бренды данных стран редко фигурируют в списках новых операторов.
В 2017 году о закрытии магазинов в России объявило восемь игроков: Finlayson (товары для дома, Финляндия), Takko Fashion (универмаг, Германия) и Mamas & Papas (товары для детей и будущих мам, Великобритания). Для сравнения: в 2016 году с рынка ушло пять иностранных брендов, в 2015 году – 11 операторов, а в 2014 – 12 зарубежных розничных компаний.
Международные операторы, вышедшие на российский рынок в 2017 году
№ Бренд / торговый оператор Страна происхождения бренда Профиль Ценовой сегмент
1 Ahimsa Италия Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
2 Aquazzura Италия Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
3 DJI Китай Техника/Электроника Средний
4 Eataly Италия Общественное питание Выше среднего
5 Eglo Австрия Товары для дома / Интерьер Выше среднего
6 Giorgio Armani Beauty Италия Косметика и парфюмерия Средний
7 High by Claire Campbell Италия Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
8 Huawei Китай Техника/Электроника Средний
9 Japonica Япония Косметика и парфюмерия Средний
10 L.K.Bennett Великобритания Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
12 MC2 Saint Barth Италия Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
11 Meizu Китай Техника/Электроника Средний
13 Mirdada Белоруссия Детская одежда Средний
15 Palais des Thes Франция Бутик чая Выше среднего
14 Peter Kaiser Германия Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
16 Zanellato Италия Аксессуары Выше среднего
17 Zlocci Store Испания/Украина Одежда/Обувь/Белье Премиальный
18 Truefitt&Hill Великобритания Услуги Выше среднего
19 Officine Gullo Италия Товары для дома / Интерьер Выше среднего
20 Plein Sport Германия Товары для спорта Премиальный
21 Мandarina Duck Италия Аксессуары Выше среднего
22 Tucano Coffee Молдавия Общественное питание Средний
23 Hanro Швейцария Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
24 Barracuda Италия Одежда/Обувь/Белье Выше среднего
25 BioTechUSA США Спортивные товары Средний
26 Il Gufo Италия Детская одежда Выше среднего
27 ara Германия Одежда/Обувь/Белье Средний
28 Mimioriki Казахстан Детская одежда Средний
29 Lescon Турция Спортивные товары Средний
30 Comma Германия Одежда/Обувь/Белье Средний
31 TRIB3 США Фитнес клуб Выше среднего
32 Under Armour США Спортивные товары Средний
33 Disney Игрушки США Товары для детей Средний
34 JURA Store Швейцария Техника/Электроника Выше среднего
35 3INA Испания Косметика и парфюмерия Средний
36 Mauboussin Франция Ювелирные украшения Премиальный
37 Assunta Madre Moscow Италия Общественное питание Премиальный
Источник: Knight Frank Research, 2018