Важнейшие проблемы развития новых территорий столичных округов Троицкого административного округа (ТАО) и Новомосковского административного округа (НАО) – транспорт и обеспечение рабочими местами – обсудили участники панельной дискуссии «Транспортный каркас Новой Москвы – возможности для работы и бизнеса», организованной при участии МЦУ «Город». На мероприятие в пресс-центре ТАСС 31 января собралось множество экспертов в области транспорта, архитектуры, урбанистики, малого и среднего бизнеса.
Открыл обсуждение руководитель Департамента развития новых территорий г. Москвы Владимир Жидкин. Вначале он напомнил, что общий объем инвестиций в Новую Москву, составляет 7 трлн рублей на срок до 2035 года, из них на транспортную инфраструктуру приходится около 1 трлн рублей.
«За пять с половиной лет мы уже инвестировали в строительство Новой Москвы примерно 800 млрд рублей, из них 170 млрд рублей – это деньги города Москвы. Около 80% направлено на создание транспортной инфраструктуры», - отметил руководитель департамента.
Пять лет существования ТиНАО стали успешными, удалось достичь основной цели – обеспечить комплексное развитие территорий, в котором не забыто ни одно направление. Внимание уделено и строительству объектов инфраструктуры, и созданию рабочих мест и, разумеется, обеспечению транспортного сообщения, что стало главной темой панельной дискуссии.
В период существования ТиНАО были ведены в строй две станции метрополитена – «Румянцево» и «Саларьево», проложено 84 километра магистральных дорог. До конца 2018 года в Новой Москве появится еще шесть станций метро – «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая», «Столбовая» Сокольнической линии, «Говорово» и «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии. Параллельно будут строиться поперечные автодороги, соединяющие крупные магистрали, а также автобусные и трамвайные маршруты на территории ТиНАО. За минувшие два года было создано 119 остановок и 22 новых маршрута. До 2020 года планируется ввести в строй еще 56 остановок и 9 новых автобусных маршрутов.
«Для нас важно сегодня, до постройки объектов недвижимости, обеспечить надежную транспортную инфраструктуру», - подчеркнул Владимир Жидкин.
Следующий участник дискуссии, учредитель компании «ВТМ дорпроект» Михаил Ткаченко напомнил древнее латинское выражение Via vita est - «Дорога есть жизнь». «В современной интерпретации можно сказать, что транспорт есть жизнь», – отметил Ткаченко. Он отметил, что именно транспорт при развитии инфраструктуры создает основу разделения труда, формирует специализацию, кооперацию и интеграционные процессы. В конечном итоге полноценное функционирование транспортной системы создает условия для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения страны.
Позицию инвесткапитала по транспортному вопросу участникам дискуссии представила председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова. Она напомнила, что рыночным продуктом территория, в данном случае ТиНАО, становится лишь тогда, когда туда приходит транспорт. «Без транспортной доступности земля в Новой Москве ¬– это всего лишь поверхность: летом зеленая, а зимой белая», - заявила она. Цветкова отметила, что стоимость любого проекта растет минимум на 15%, если появляется информация о планах по созданию вблизи объекта линии метрополитена или дороги.
Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди поделилась с участниками дискуссии своим виденьем процесса развития Новой Москвы как части московской агломерации в экономическом аспекте. Она отметила, что в перспективе будет происходить перераспределение экономических источников между «ядром» (старой Москвой) и «периферией». Сейчас на «ядро» приходится около 85% вклада в ВВП со стороны столицы, а потенциалу «периферии» еще предстоит раскрыться в будущем и обеспечить дополнительный экономический рост агломерации в целом.
О создании новых рабочих мест и развитии предпринимательства в ходе дискуссии рассказал первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Артемов. Он перечислил системные меры поддержки, которые правительство Москвы разработало для промышленных предприятий ТиНАО. Это субсидии на оснащение производства, предоставление земельных участков без конкурса, а также офсетные контракты, первый из которых был заключен осенью 2017 года. Отдельно Артемов отметил программу Made in Moscow, в рамках которой предприятиям субсидируется 80% затрат на выставочные мероприятия для проектов, имеющих экспортный потенциал. Разработана и система налоговых льгот для бизнеса в Новой Москве. Для научных проектов налоговая нагрузка снижена на 17%, для технопарков – на 25%, для проектов в особой экономической зоне – на 34%.
О социальных ожиданиях жителей присоединенных территорий к проекту Новой Москвы рассказал руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. Он сообщил, что за последние годы удовлетворенность «новомосквичей» транспортной ситуацией выросла: если в 2015 году улучшения в транспортной сфере отмечали 61% опрошенных, то в 2017 году таких было уже 71%, а в начале 2018 года – 74%. Большую удовлетворенность транспортной обстановкой выразили те, кто живет в ТиНАО продолжительное время.
Представляя статистику по оценке ситуации с рабочими местами в ТиНАО, Кирилл Родин отметил, что специалисты с высшим образованием чаще вынуждены ездить на работу в границы МКАД, при этом треть жителей Новой Москвы, работающих внутри ТиНАО, имеют среднее образование. Тем не менее 77% опрошенных готовы работать внутри Новой Москвы с сохранением текущей должности и уровня оплаты. В целом жители Новой Москвы оптимистично смотрят на перспективы развития территории и ожидают, что уровень их жизни сравняется с общемосковскими стандартами по всем параметрам.
Итог дискуссии подвел заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», координатор проектов МЦУ «Город» Алексей Расходчиков. В первую очередь он поблагодарил Департамент развития новых территорий за высочайшую активность работы и готовность к сотрудничеству. Расходчиков отметил, что постоянный анализ развития Новой Москвы позволил накопить огромный объем материалов. Для обобщения этого ценного опыта он предложил в течение полугода подготовить доклад о текущей ситуации и перспективах развития ТиНАО. Глава департамента Владимир Жидкин с готовностью поддержал инициативу Алексея Расходчикова.