В России существуют предприятия, которых кризис фактически не затронул. Наоборот, эти производители мечтают, чтобы ситуация в отрасли ухудшилась.
Такой успешной отраслью является отечественный рынок металлической упаковки для продуктов питания. По заявлению экспертов Ассоциации Участников Закупок, сегодня этот рынок буквально перенасыщен. На нем широко представлены отечественные предприятия, а также производители из ближнего и дальнего зарубежья. Только в нашей стране зарегистрировано больше 230 производителей металлической тары, которая используется при консервировании. Причем 10 из этих предприятий уже покрывают почти половину рынка, оставшиеся объемы неравномерно «размазаны» по остальным игрокам. На долю импорта приходится менее 14%.
«Это крайне редкая ситуация, при которой заводы хотят обострения кризисных явлений, лишь бы «утопить» конкурентов. Некоторые из них напрямую заявляют, что готовы к экономическим ухудшениям и готовы перенести трудности ради ликвидации более слабых игроков», - сообщают представители АУЗ. Причем в своих заявлениях ассоциация действует не голословно, а оперирует данными маркетингового агентства Megaresearch, предоставившего актуальные сведения о рынке металлической упаковки. Согласно проведенному исследованию, высокая конкуренция приводит к низкой загруженности предприятий, на уровне 30%. Выпускать больше нет смысла – рынок изобилует предложениями и такого количества упаковки просто не требуется конечным потребителям. «Помочь» может новый виток кризиса или укрепление благосостояния рядовых граждан, которые пока стеснены в покупательской способности.
Но даже при высокой загруженности рынка производители нашли в 2017 году не использованные точки роста, благодаря которым рынок подрос еще на 6-7%. И это при том, что объемы производства консервов в нашей стране неуклонно уменьшаются последние годы, по причине падающего спроса. Такое ассиметричное движение на рынке (консервов становится меньше, а крышек выпускается больше), эксперты связывают с развитием других видов упаковки, включая пластиковую и многослойную, а также с развитием домашнего хозяйства, при котором рядовые граждане предпочитают изготавливать собственные консервы.
Поэтому исследователи Мегаресерч высказывают большие сомнения относительно мощных скачков на рынке в ближайшие годы. Пик развития производства придется на нынешний 2018 год, а вот все последующее десятилетие производителям придется довольствоваться освоением дополнительных 0,5% – 1%. На всех. Ведь объем рынка крышек «твист офф» уже оценивается на уровне 1,6 миллиарда штук. А объемы производства консервов еще в 2016 году составляли 6,6 миллиарда банок. Больше россиянам не купить и не съесть.
Что касается предпочтений россиян по видам металлической упаковки, то внутренняя структура рынка, по сведениям Мегаресерч, распределилась следующим образом более половины занимают жестяные банки, примерно треть винтовые крышки и одна десятая – легковскрываемые крышки. Структура импорта представлена иначе. Большая часть поставок в нашу страну приходится на винтовые крышки, еще 40% на легковскрываемые крышки, и только небольшой остаток приходится на долю жестяных банок и остальных видов крышек.