26 января с.г. в ряде СМИ были опубликованы журналистские материалы, из которых следует, что Банк России выбрал вариант Сбербанка для объединения кредитных историй.
Из логики авторов материалов, непонятной не только для НБКИ, но и для всего рынка розничного кредитования, можно сделать ложный вывод о том, что события развиваются по следующему сценарию - Банк России принял решение в пользу варианта Сбербанка. Однако это не так. Считаем важным отметить, что в письме Банка России участникам рынка ничто не свидетельствует о том, что «предложенный Сбербанком вариант сочтен регулятором наиболее перспективным». В настоящее время Банк России проводит анкетирование всех кредиторов в отношении вариантов расчета платежной нагрузки заемщиков с использованием данных бюро кредитных историй. И результаты данного анкетирования станут известны только в начале февраля. Таким образом, позиция авторов данных статей является заблуждением, т.к. решение Банком России еще не принято.
Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на некоторые положения статей, которые вызывают, мягко говоря, удивление. Так, «в Сбербанке подтвердили планы по участию в проекте. При этом представитель банка отметил, что для реализации второго варианта у всех крупных БКИ и большинства кредиторов уже есть необходимые технологии и инфраструктура, которые потребуют незначительных изменений». В этой связи, считаем необходимым отметить, что в этом утверждении неверно все: ни в крупных БКИ, ни тем более у большинства кредиторов нет необходимых технологий. Поэтому изменения потребуются и весьма значительные.
Также считаем, что экономические преимущества другого варианта расчета платежной нагрузки заемщиков (единое информационное пространство БКИ) перед вариантом Сбербанка (обязательное взаимодействие всех кредиторов со всеми БКИ напрямую) предельно очевидны. Так, в первом случае процесс, по сути, затрагивает только БКИ, а во втором – требует работы всей кредитной системы – банков, МФО, КПК и т.д. «Бесплатное» программное обеспечение, предлагаемое Сбербанком, в данном случае, является «слабой» компенсацией для отказа от единых стандартов обмена информацией между БКИ. Тем более, что любой специалист может подтвердить, что основные затраты при работе с программой это не сама программа, а работы по установке, интеграции в существующие системы, техническая поддержка, обучение специалистов и т.д. Эти затраты в варианте Сбербанка совершенно не учтены. Зато варианту о создании единого информационного пространства БКИ приписываются затраты всех бюро на страхование их ответственности за ошибки в расчете долга в размере 200 млн. руб. в год. Откуда взялась эта сумма совершенно непонятно, т.к. при условии наличия уникального идентификатора обязательства и четкой нормативной документации, фиксирующей, в числе прочего, алгоритм поиска в базе данных БКИ информации о субъекте кредитной истории, страховать просто нечего.
Таким образом, мы уверены в том, что Банк России примет решение, учитывающее как интересы заемщиков, так и кредитного рынка в целом, и не станет открыто вставать на путь ограничения конкуренции путем создания преференций отдельным участникам рынка. Мы убеждены в обратном: Банку России важны все участники кредитного рынка, а не только один из них.
Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») создано в марте 2005 года. В число акционеров бюро входят крупные банки и международные компании CRIF и TransUnion. Основное направление деятельности – создание единого центра хранения и обработки всей информации, необходимой для принятия кредитных решений. По состоянию на 1 октября 2017 года Бюро консолидирует информацию о кредитах 85 млн заемщиков, предоставляемую свыше 4 100 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ. Бюро предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки рисков, прогнозной аналитики.
Контакты: Константин Дробышев, руководитель пресс-службы НБКИ.