Эксперты регионального отделения ОНФ выяснили, что порядок организации групп продленного дня и размер взимания платы за пребывание детей в таких группах не установлен ни одним из законов города Москвы и ни одним из нормативных правовых актов правительства столицы. Они предлагают четко регламентировать этот вопрос.
В московский штаб Общероссийского народного фронта продолжают поступать обращения родителей школьников по поводу групп продленного дня в образовательных учреждениях. Они обеспокоены тем, что в различных школах и лицеях Москвы размер оплаты за пребывание детей в группах продленного дня слишком сильно варьируется – от 100 руб. до 12 тыс. руб. Эксперты ОНФ выяснили, что с прошлого года вопрос по-прежнему остался нерешенным.
По итогам мониторинга, проведенного региональным отделением ОНФ в одном из округов Москвы, в десяти из двадцати образовательных учреждений до сих пор не приняты решения об открытии ставки за услугу присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. Соответственно, в этих школах плата за продленку взимается с родителей без каких-либо законных оснований.
«Встречаются случаи, когда управляющие советы школ утверждают одну сумму продленки, учредитель согласовывает другую, а в расчете указывают третью, – отметила эксперт московского отделения ОНФ, директор Института развития НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина. – Такие разночтения возможны из-за того, что до сих пор не установлен перечень услуг по присмотру и уходу за детьми, а также отсутствует типовая форма договора на предоставление этих услуг».
Эксперты ОНФ обратили внимание на то, что порядок организации групп продленного дня и размер взимания платы за продленку не установлен ни одним из законов города Москвы и ни одним из нормативных правовых актов правительства Москвы.
«Согласно позиции департамента образования города Москвы, образовательные организации самостоятельно определяют размер родительской платы за пребывание детей в группах продленного дня, – подчеркнула Абанкина. – При этом столичные власти игнорируют позицию Министерства образования и науки России о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в государственных общеобразовательных организациях».
По ее словам, нормативный акт, ориентированный на рекомендации Минобрнауки России, непременно должен содержать в себе сразу несколько важных составляющих: перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня, методику расчета стоимости этих услуг (в случае если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно), перечень льготных категорий родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся, а также модель договора о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
«Необходима разработка регламента предоставления услуги группы продленного дня, где будет четко прописано, что входит в обязанности сотрудника, осуществляющего присмотр и уход, – отметила Абанкина. – К примеру, в регламенте должно быть установлено, обязан ли педагог делать с детьми уроки, как формируется стоимость услуги, а также категории, которым предоставляется скидка по оплате продленки. Пока не существует документа, регулирующего данный вопрос, права потребителей будут регулярно нарушаться, провоцируя конфликтные ситуации».
Вопрос о принятии нормативного акта, регулирующего предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня, вошел в общественные предложения Общероссийского народного фронта на 2018 г., которые будут переданы мэру Москвы.
Представители московского штаба Общероссийского народного фронта будут продолжать следить за тем, как в образовательных учреждениях столицы регламентируется предоставление услуги по группам продленного дня.