«Пенсионерам – лавочки, детям – качели». Еще пару десятилетий назад вся «концепция» благоустройства придомовых территорий укладывалась в эту нехитрую схему. В настоящее время уютные и красивые дворы, где могут провести время жители любых возрастов, стали реальностью во многих, даже недорогих жилых комплексах. Какие тенденции в области благоустройства дворов используют девелоперы массового жилья, рассказали эксперты компании «Метриум Групп».
По итогам ноября 2017 года на первичном рынке массового сегмента Москвы было представлено 20 575 квартир в 70 проектах. В конце аналогичного периода 2014 года число лотов в новостройках эконом- и комфорт-класса составляло 5 190 в 23 проектах. Таким образом, за три года объем предложения недорогого жилья увеличился почти в 4 раза.
Высокая конкуренция привела к тому, что девелоперы постоянно работают над повышением качества своих проектов по всем направлениям. Один из них – это благоустройство территории. Эксперты компании «Метриум Групп» назвали пять отличий дворов в лучших современных жилых комплексах массового сегмента от придомовых территорий ЖК, построенных много лет назад.
1. Архитектура.
Классический уютный двор представляет собой пространство, окруженное зданиями с трех-четырех сторон. При массовой застройке в советские годы эта архитектурная традиция использовалась достаточно редко. Как правило, большинство домов в новых спальных микрорайонах в 60-80-е годы прошлого века располагали линейно, выстраивая их в длинные ряды. В результате пространства возле каждого из домов были практически открытыми и превращались в один большой «проходной двор». Фраза «погулять во дворе» уступила место выражению «пойти на улицу».
В последние годы произошло возрождение некогда забытых архитектурных традиций. То, каким в будущем будет двор, девелоперы планируют еще на этапе создания проекта. Одним из лучших решений, позволяющим организовать уютный внутренний двор, является строительство одного дома в форме буквы «П» или квартальная застройка, при которой прямоугольник или квадрат образуют три-четыре отдельно стоящие новостройки. Эти архитектурные приемы сегодня используются во многих новых жилых комплексах массового сегмента.
2. Двор без машин.
Еще десять лет назад во многих жилых комплексах массового сегмента не было организованных паркингов. Однако отсутствие в шаговой доступности от дома закрытых или открытых мест для парковки автомобилей имеет несколько минусов. Во-первых, в таком дворе нельзя быть спокойными за безопасность детей. Во-вторых, наличие автомобильных дорог непосредственно у домов повышает уровень загрязненности воздуха выхлопными газами. В-третьих, они занимают значительную часть полезной площади придомовой территории, которую можно использовать под озеленение или для размещения объектов благоустройства. Наконец, стихийно припаркованные машины портят вид даже самого красивого двора.
Одним из современных трендов является реализация в жилых комплексах концепции «двор без машин», позволяющей устранить все эти недостатки. В настоящее время она реализуется во многих проектах массового сегмента, например, городском квартале «Ривер Парк», ЖК «Level Амурская», жилом квартале SREDA, ЖК «ВЛюблино», ЖК «LIFE-Ботанический сад», микрорайоне «Домашний» и других проектах.
3. Досуг «по интересам».
С начала нулевых годов в процесс кастомизации товаров и услуг активно включилось большинство компаний, работающих на самых разных рынках. Товары «для всех» уступили место продуктам, создаваемым для узких целевых групп покупателей. Рынок недвижимости не стал исключением. При проектировании объектов благоустройства в лучших современных проектах девелоперы стараются удовлетворить потребности максимального количества групп жителей – детей и их родителей, подростков, пожилых людей, представителей МГН (маломобильных групп населения) и любителей спорта. Например, в городском квартале «Ривер Парк» появятся отдельные игровые площадки для детей в возрасте 1-6 лет и 6-11 лет. Для подростков оборудована площадка для занятий паркуром, для любителей спорта – универсальные площадки для игры в волейбол или футбол. А для МГН в комплексе создается безбарьерная среда, предусматривающая беспрепятственное передвижение людей с ограниченными возможностями не только во дворах, но и по всей территории. В ЖК «Level Амурская» помимо игровых и спортивных площадок будет обустроен сквер с лабиринтом, амфитеатром, эстрадой и коворкингом, а также места для отдыха с лавочками и столами для настольных игр.
4. Концепция «4 сезона».
Во многих новых проектах, появившихся на рынке в последние годы, девелоперы отводят под озеленение значительные территории, доля которых может составлять 15-40% от площади участка. А чтобы двор выглядел «зеленым» и привлекательным не только летом, все деревья и растения тщательно подбираются с учетом времени их цветения. Например, в городском квартале «Ривер Парк» для поддержания красоты ландшафта весной были выбраны яблони и черемуха, осенью – рябина, зимой пейзаж останется живописным, благодаря вечно зеленым хвойным деревьям.
Фактор сезонности также учитывается при проектировании объектов благоустройства. Чтобы жизнь «кипела» во дворе круглый год, девелоперы предусматривают возможность организации мест для проведения досуга в холодное время. Среди них могут быть ледовые катки, заливаемые на территории летних спортивных площадок или дорожки для катания на лыжах. А в период новогодних праздников двор могут украшать наряженные ели, рядом с которыми проводятся праздники для жителей комплекса. Например, в «Ривер Парке» своя елка есть в каждом дворе, а еще одну (самую большую) девелопер установит на площади, что будет способствовать созданию добрососедской атмосферы, своего «комьюнити».
5. «Чужие здесь не ходят».
Полвека назад дворы служили не только местом для прогулок, но и для общения. Весь двор жил общей насыщенной жизнью, все жители домов знали друг друга в лицо, и «чужаки» были здесь редкими гостями.
Для того чтобы вернуть дворам прежнюю «камерность», девелоперы многих новых жилых комплексов изолируют их от посторонних. Одним из вариантов является полное огораживание территории и организация контрольно-пропускного пункта охраны на входе. Однако есть и более интересное решение этой проблемы. Например, в городском квартале «Ривер Парк» во 2 и 3 очередях придомовое пространство корпусов приподнято над автомобильной дорогой почти на три метра, благодаря чему прохожие с улицы не могут попасть во двор. Такой же принцип реализуется в ЖК «Город на реке Тушино-2018», где дворовое пространство в корпусах 3 и 5 поднято над уровнем основной улицы на высоту второго этажа.
«В нашей стране исторически сложилось так, что двор – это не просто участок земли, окруженный зданиями, – говорит Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». – Многие сегодняшние покупатели недвижимости помнят ту особую атмосферу, которая существовала во дворах их детства. Традиция создания таких пространств в период активной массовой застройки была утеряна, но постепенно обретает второе рождение. Сегодня большинство девелоперов прилагают большие усилия для того, чтобы их проекты имели свое «лицо». Это выражается и в неформальном подходе к архитектуре, и в благоустройстве территории. В процессе разработки проекта городского квартала «Ривер Парк» мы ставили цель – сделать дворы любимым местом для прогулок, отдыха на свежем воздухе и занятий спортом для всех жителей комплекса».
«Еще десять лет назад создание комфортной окружающей среды было прерогативой дорогих жилых комплексов, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE. – Однако сегодня мы наблюдаем, как уютные, красивые и концептуальные дворы имеют многие московские новостройки массового сегмента. Для создания их проектов девелоперы привлекают лучших российских и зарубежных архитекторов и ландшафтных дизайнеров. При этом анализ продаж показывает, что покупатели недорогого жилья готовы платить за качество жизни более высокого уровня. Красота и удобство дворов, конечно, не являются первостепенными факторами при выборе недвижимости. Но при прочих равных условиях часто они являются решающими. В таких проектах, как «Ривер Парк», где все продумано «до мелочей», к моменту ввода корпусов в эксплуатацию, оказывается проданным практически весь объем предложения».