6 ноября исполняется 99 лет газете «Экономика и жизнь» — одному из старейших экономических периодических изданий России. Наряду с информированием широких слоев населения газета с момента своего рождения по сей день исполняет практическую функцию помощи в работе руководителям и специалистам предприятий, участвует в научном и образовательном процессе. О значимости вклада, сделанного «Экономикой и жизнью» в этих областях, говорят масштабы деятельности создателей газеты на протяжении ее истории, тиражи издания, многочисленные награды и неоднократно проявленное признание со стороны читателей.
История российской прессы началась с подписания Петром I Указа о печатании газеты «Ведомости», важное место в которой занимали сообщения на экономические темы. Именно с 13 января 1703 года — даты первого дошедшего до нас в печатном виде выпуска «Ведомостей» — ведет свой отсчет российская периодика, и уже в этом издании начали формироваться традиции отечественной экономической журналистики.
А непосредственным предшественником газеты «Экономическая жизнь» была официальная ежедневная «Торгово-промышленная газета» — печатный орган могущественного Министерства финансов, возглавляемого С.Ю. Витте. Это издание выходило в 1893–1918 годах и отличалось оперативностью, компетентностью суждений, аргументированностью выводов и информационной насыщенностью.
После Октябрьской революции традиции русской экономической периодики были продолжены новым изданием, в которое перешли многие из сотрудников «ТПГ». Первый номер газеты «Экономическая жизнь» вышел в свет 6 ноября 1918 года. Задачей единственного в советской России периодического издания, посвященного экономике, было разъяснять хозяйственно-финансовую политику властей населению, а руководителям и специалистам предприятий — поставленные перед ними задачи и способы их решения. Это была официальная газета Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) — центрального регулятора экономической жизни страны, и трех народных комиссариатов: финансов, продовольствия, торговли и промышленности. «Экономическая жизнь» быстро обрела авторитет среди всех, кто нуждался в хозяйственной периодике. А в то время восстановление экономики было одной из главных задач — с учетом послереволюционной разрухи и почти полной изоляции от других стран.
Личное участие в становлении газеты принимает вождь социалистической революции Владимир Ленин. Он рекомендует на должность главного редактора нового издания выходца из нижегородских дворян, экономиста-публициста Максимилиана Савельева, которого знает с 1912 года как одного из руководителей «Правды». Один из редакторов «Экономической жизни» вспоминал:
«Ленин настойчиво требовал от газеты изучения и публикации отчетов с мест. Как-то, просматривая таблицу с отчетными данными по Астраханскому району, положил резолюцию: поместить сведения в «Экономической жизни». И устно добавил: «Нельзя допускать, чтобы газета доходила только до волостей и застревала там на руках у руководящих работников. Надо, чтобы газеты хранились в волостных и сельских библиотеках, подшивались и всегда были к услугам читателей».
В силу прикладного предназначения газеты в ней наряду со статьями именитых ученых и крупных государственных деятелей публикуются материалы руководителей хозяйств и предприятий, сотрудников экономических служб, разбираются отдельные «истории успеха». С развитием газеты и разрастанием редакции журналисты получают все больше материала из кабинетов руководителей и с советских бирж. Наряду с «общими» отделами (продовольственным, финансовым, иностранным и т.д.) создается множество «специальных»: отдел металла, отдел дерева и бумаги, отдел нефтяного и твердого топлива, торфа и дров и т.д.
К 1923 году в штате «Экономической жизни» состоит 70 корреспондентов, при этом большая часть статей поступает от хозяйственников, плановиков и теоретиков, не являющихся сотрудниками издания. К 1924 году газета располагает собственной сетью рабкоров и хозкоров — рабочих и хозяйственных корреспондентов-добровольцев, одна из задач которых — вносить в своих материалах предложения по улучшению работы предприятий и учреждений.
В том же году основывается одноименное с газетой книжное издательство. Его работа также имеет выраженную практическую направленность: здесь выпускаются книги по управлению промышленным производством, бухгалтерии, организации и технике торговли, а также архивные справочники по практическим вопросам, постановления органов власти, торговые справочники, политические брошюры, научно-техническая и учебная литература.
В 1930 году газета реорганизуется в орган народных комиссариатов СССР внешней и внутренней торговли и путей сообщения. Еще через год издание становится официальной газетой Госплана — комитета, занимающегося составлением плана развития хозяйства страны и контролем его выполнения, — и Народного комиссариата финансов. Заместитель председателя Госплана Георгий Ломов формулирует задачи новой «Экономической жизни»:
• научить социалистические кадры планировать всякую хозяйственную деятельность,
• научить людей правильно составлять строго выверенные и просчитанные планы,
• неустанно следить за неукоснительным выполнением принятых планов.
О контрольной функции газеты годом позже говорит и ее новый главный редактор: «В наши задачи входит контроль за обеспечением каждого рубля бюджетных доходов, контроль рублем за госценами, фондом зарплаты, договорами между хозорганами».
С 1937 по 1941 годы издание выходит под названием «Финансовая газета». Она остается органом Наркомфина, Госбанка, ряда других банков и ЦК отраслевого профсоюза. Газета продолжает освещать финансово-кредитную политику государства, реорганизацию управления, подготовку трудовых кадров, успехи коллективизации и индустриализации, вопросы укрепления обороноспособности страны.
Развернувшиеся в СССР в конце 30-х годов массовые репрессии нанесли невосполнимый урон всему народу. Пострадали многие авторы, руководители и сотрудники редакции газеты. А те, кто остались, ушли на фронты Великой Отечественной войны или трудились в тылу. Многие из них отдали жизнь, защищая Родину. Полтора десятилетия, с 1941 по 1955 год, газета не выпускалась, а ее бывшие сотрудники сражались на фронтах, а затем возрождали экономику страны. И лишь с наступлением периода, вошедшего в историю под названием «оттепель», газета возобновила свой выход. С февраля 1956 года она стала издаваться как орган Госкомитета Совета Министров СССР по новой технике под названием «Промышленно-экономическая газета». Приказ о начале ее выпуска устанавливает тираж в 250 000 экземпляров. Главный редактор Василий Гончаров говорит об обязанности газеты «пропагандировать все прогрессивное, способствовать внедрению в производство важнейших достижений отечественной и зарубежной науки и передовой практики, смело разоблачать носителей косности и рутины».
С мая 1960 года издание становится еженедельником, приобретает название «Экономическая газета» и выпускается как газета Центрального комитета КПСС тиражом до 500 000 экземпляров. В связи с возрастающим числом практических вопросов, поступающих в редакцию от читателей, в издании появляется «Справочный стол». За первый квартал 1970 года в его адрес приходит более 4000 писем. Ответы государственных органов на наиболее частые из них публикуются на страницах газеты, индивидуальные ответы на остальные 3885 вопросов отправляются их авторам. Тираж отдельных выпусков газеты в 70-е — 80-е годы достигает 1 миллиона экземпляров. Издание играет активную роль в создаваемой с начала 70-х годов в стране системе массового экономического образования. Для этого организован отдел экономического образования трудящихся, журналисты издания работают над типовыми учебными планами и программами, учебно-методическими материалами для различных отраслей экономики, освещают опыт организации экономической учебы на предприятиях и в регионах. В принятом в июне 1982 года постановлении о дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся отмечена большая роль газеты как Центрального методического совета по экономическому образованию. Это важное направление работы редакции во многом содействует успешному проведению хозяйственных реформ в стране.
В 1990 году газета получает свое нынешнее название: «Экономика и жизнь». После августовского путча 1991 года редакторский коллектив издания проводит собрание, на котором принимает решение о перерегистрации, меняя учредителя с Центрального комитета КПСС на журналистский коллектив редакции. Новым главным редактором избирается Юрий Якутин. Однако все средства, вырученные ранее за подписку на газету, находятся на счете издательства ЦК КПСС «Правда», замороженном в результате путча, — у руководства издания нет денег на бумагу, типографскую подготовку и распространение выпусков. Редакция публикует призыв к подписчикам: «В трудный час обращаемся за поддержкой к тем, кто хотел бы, чтобы газета бесперебойно выходила и впредь». Первым откликнувшимся становится бухгалтер, принесший в редакцию часть своей пенсии: «Газета помогала мне работать, а теперь я хочу помочь ей». Вскоре счет отозвавшихся на обращение идет уже на сотни, в их число входят предприятия и банки.
Полученных в помощь средств хватает на беспрерывный выпуск издания, и учрежденный для этого «Фонд поддержки» преобразуется в благотворительный фонд «Экономист», который начинает заниматься оформлением бесплатной подписки для отдельных читателей, обеспечением газетой и экономической литературой студентов, поддержкой экономистов-ветеранов и одаренных детей.
В этом же году в «Экономике и жизни» создается Агентство экономико-правовых консультаций и деловой информации, занимающееся, наряду с ведением нескольких рубрик газеты, консультированием предприятий и изданием практической литературы. Впоследствии специалисты агентства включаются в состав редакции газеты в качестве ведущих экспертов по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и юридической практики. К концу 1992 года «Экономика и жизнь» располагает собственной сетью информационных центров, растянувшейся от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Еще через год формируется структура издательского дома, который получает название «Экономическая газета». Его генеральным директором избирается главный редактор «Экономики и жизни» Юрий Якутин.
В 1994 году количество подписчиков газеты превышает 570 000 — вдвое больше, чем суммарный подписной тираж всех остальных деловых изданий страны. На следующий год в выпуски «Экономики и жизни» начинает включаться приложение для бизнеса «Ваш партнер-консультант», содержащее актуальную юридическую информацию и разбор правовых вопросов. Чуть позже к нему добавляется «Бухгалтерское приложение».
«Экономика и жизнь» послужила опорой и началом запуска многих других изданий и проектов. Например, в связи с тем, что экономические реформы 90-х годов повлекли кардинальное изменение законодательства, требовалось более подробно и часто освещать юридические аспекты деятельности предприятий. Идя навстречу пожеланиям читателей, редакция приняла решение о выпуске нового специализированного издания — так возникла газета «эж–Юрист».
В 1996 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в газете открывается рубрика «Экономика и духовность», в материалах которой рассказывается о ярких и поучительных эпизодах духовной и экономической истории России. В 2000 году этот проект перерастает в книжную серию, пополняющуюся новыми изданиями по сей день.
В середине нулевых годов у газеты «Экономика и жизнь» появляется еще два постоянных приложения. В «ЭЖ Досье» приводятся полные тексты документов, регулирующих работу бизнеса. В приложении «Корпоративные стратегии: правовые, управленческие, финансовые аспекты» публикуются комментарии, обзоры судебной практики и ответы на вопросы читателей.
В 2005 году для выпуска полноцветных тематических приложений к газете создается Дирекция специальных проектов под руководством Ольги Ирзун. Ее усилиями выпускаются журналы «Инвестиции и инновации», «Страна-партнер», «Регион-партнер», «Международное сотрудничество», «Деловое партнерство» и «Женщины будущей России». Тогда же главным редактором газеты назначается Татьяна Иванова, начинавшая работу в издании редактором отдела официальных и нормативных документов. Предыдущий главный редактор Юрий Якутин становится научным руководителем Издательского дома «Экономическая газета», которым остается и до сих пор. В 2008 году общий тираж газеты с приложениями превышает один миллион экземпляров.
В настоящее время «Экономика и жизнь» остается ядром ИД «Экономическая газета», генеральным директором которого является Татьяна Козенкова, и входит в число ведущих профессионально-практических и экономических изданий России. По данным компании Mediascope, аудитория одного номера газеты составляет около 300 тысяч человек. Почти треть ее читателей — руководители компаний, четверть — специалисты, 5% — студенты. Идя в ногу со временем, «Экономика и жизнь» создает электронную версию газеты и портал, на котором размещается актуальная информация и консультации в области экономики, финансов и права для специалистов, работающих на предприятиях и в организациях различных отраслей народного хозяйства, а также для государственных и муниципальных служащих.
Оставаясь верной своему девизу: «Сдержанность и компетентность», газета продолжает освещать экономическую ситуацию в России и мире, традиционно делая акцент на реальном секторе экономики, рассказывает о финансовом сегменте через призму интересов предприятий. В рамках специальных рубрик на страницах издания рассматриваются вопросы экономики регионов и муниципального управления. Еженедельник сотрудничает с федеральными органами власти, регулярно публикуя материалы специалистов Правительства, Федеральной налоговой службы и Центрального банка.
Велика роль газеты в становлении многих рыночных структур, имеющих и ныне большое значение для экономики страны. В коллективе «Экономики и жизни» гордятся одной из самых главных наград — орденом Трудового Красного Знамени (1971 год). В 1980 году газета «Экономика и жизнь» за информационную деятельность была награждена международной премией «Золотой Меркурий». В 2008 году за многолетнее и плодотворное сотрудничество с Вольным экономическим обществом России, активное участие в реализации программ социально-экономического развития страны еженедельник «Экономика и жизнь» был награжден Серебряной медалью ВЭО России.
Есть еще много значимых и почетных наград бизнес-сообщества, государственных и негосударственных структур. Но главным своим достижением редакционный коллектив считает востребованность издания и признательность читательской аудитории. 99 лет истории газеты доказали: мы нужны своей стране!