В столице уверенно растет предложение квартир с отделкой. Данный тренд новым не назовешь, но он продолжает набирать обороты. По данным специалистов компании «Миэль-Новостройки», в «старых» границах Москвы доля готовых квартир и апартаментов в совокупном предложении достигла уже 19,5%. При этом в общей структуре доли готовых лотов в эконом- и комфорт-классах практически равны, в то время как в абсолютных значениях в комфорт-классе предложение больше в 4 раза.
На данный момент доля квартир и апартаментов с отделкой в «старых» границах Москвы составляет 19,5%. Для сравнения: в 2014 году аналогичный показатель был всего 9,8%. В общей структуре готовых квартир максимальное предложение приходится на лоты комфорт-класса – 59,3%. Еще 26,9% составляют квартиры в сегменте бизнес и 13,9% – в экономклассе.
При этом, если посмотреть ситуацию в каждом сегменте, то в эконом- и комфорт-классах квартиры с отделкой занимают практически равные доли – 25,3% и 23,7%, соответственно. «Конечно, в абсолютных значениях квартир с отделкой в комфорт-классе почти в 4 раза больше, чем в экономе, где предложение невелико, и выход даже одного корпуса с отделкой заметно отражается на общих показателях. Интереснее то, что и в сегменте бизнес, для которого традиционно квартиры с отделкой были не характерны, доля возросла уже до заметных 13%. Главное отличие состоит в том, что в более дорогостоящем сегменте застройщики в основном предлагают предчистовую отделку или вариант white box», – комментирует генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.
Ситуация различна в проектах с квартирами и апартаментами. В жилых комплексах с квартирами отделка предлагается в 17,5% лотов, а вот в проектах апартаментов доля готовых вариантов составляет уже 30,7%. При этом за три квартала показатели заметно выросли – в конце 2016 года доля квартир с отделкой составляла 9,8%, а доля апартаментов с отделкой – 23%.
Столь заметный рост квартир с отделкой в предложении связан с выходом большого количества проектов и корпусов с готовыми вариантами как в комфорт-, так и в бизнес-классе.
К тому же если ранее застройщики предлагали готовый продукт лишь в отдельных корпусах (это было некой попыткой разнообразить предложение), то сейчас все чаще встречается, что в проекте предлагаются исключительно квартиры с отделкой. Дело в том, что застройщики видят повышенный покупательский спрос на готовый продукт, особенно в проектах массового сегмента, где велика доля ипотечных сделок. Ведь если на ремонт квартиры покупателю придется копить либо брать потребительский кредит, то в случае с готовой квартирой отделка уже включается в ипотечный кредит, что, конечно, более удобно и выгодно», – объясняет Наталья Шаталина.
Для сравнения: в 2014 году доля квартир с отделкой составляла всего 6,2%, а в проектах с апартаментами – 21%. Безусловно, что отделка всегда была более популярна именно в апартаментах, так как сам формат предполагает, что покупатели будут тратить минимальное количество времени на дальнейшее обустройство. Среди покупателей апартаментов много инвесторов, которые планируют арендный бизнес, также такие проекты популярны в качестве первого жилья на короткий период времени или, напротив, дополнительного жилья. Во всех этих случаях покупатели не хотят тратить время и силы на обустройство и ремонт.