28 сентября 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости. Тема встречи: «Совершенствование системы учета жилищного фонда в Российской Федерации, взаимодействие ГИС ЖКХ с ФГИС ЕГРН при осуществлении учета жилищного фонда». В обсуждении приняли участие спикеры различных госучреждений из области недвижимости. Цель встречи - выработать единый подход по учету жилого фонда.
На заседании Комитета ТПП РФ с докладом выступил генеральный директор ГБУ МосгорБТИ Владимир Панин. Он сообщил, что по состоянию на 1 января 2017 года в Москве учтено:
– 41 890 жилых строений, общей площадью 224,754 млн. кв.м., из них жилой площадью 137,472 млн. кв.м.;
– встроено-пристроенные нежилые помещения площадью 28,256 млн. кв.м.
– 75 717 нежилых строений, общей площадью 182,908 млн.кв.м.
Владимир Панин обратил внимание спикеров на то, что при осуществлении технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства состав учитываемых сведений гораздо шире сведений ЕГРН.
«Например, одна из главных учитываемых характеристик - функциональное назначение объектов, которое сегодня отражается только в техническом паспорте и экспликации. Кроме того, в состав сведений технической инвентаризации входит информация о материале стен, конструктивных элементах (фундамента и кровли), наличии вентиляционных коробов, лифтовых шахт, сантехнического оборудования, газового оборудования, подъездов, пандусов и т.д.», - отметил на заседании руководитель МосгорБТИ. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Закона о регистрации, в ЕГРН вносятся дополнительные сведения, но они не отражают полной информации об объекте недвижимости:
- назначения здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание;
- назначения помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение.
На заседании Комитета ТПП РФ также прошло обсуждение проекта Федерального Ззакона № 107057-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». По мнению руководителей органов технической инвентаризации и Федеративного союза инвентаризаторов России существенным недостатком документа является то, что он не предусматривает установление порядка учета жилищного фонда. В настоящее время это регулируется ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса. В нем установлено, что государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Профессиональное сообщество считает, что в случае принятия проекта Федерального закона № 107057-7 утратит силу постановление Правительства Российской Федерации № 1301, которым предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда. Данное решение приведет к отсутствию законодательной базы, регулирующей осуществление технического учета, технической инвентаризации и паспортизации объектов, а также могут возникнуть следующие серьёзные проблемы:
– утрата актуального информационного ресурса, создававшегося специализированными организациями технической инвентаризации, содержащего сведения о наличии, количественном и качественном составе, параметрах, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости и принадлежности объектов;
– возможность информационного обеспечения федеральных и городских программ и задач, реализация которых в настоящее время базируется на данных технического учета об объектах капитального строительства;
– отсутствие детализированной, систематизированной и централизованной информации по помещениям зданий, которое кардинальным образом скажется на уровне безопасности государства в жилищной, гражданской и промышленной сферах, а также на эффективности работы силовых структур при проведении специальных операций;
– снижение эффективности контроля эксплуатации, технического состояния и использования объектов недвижимости, в том числе, находящихся в государственной собственности;
– риск усиления коррупции в части подмены объективной информации об объектах учета, возможности подтасовки фактов, имеющих юридическое значение для решения вопросов предоставления земельных участков под несуществующими строениями и др.;
– снижение достоверности сведений кадастрового учета, ввиду их вторичности, т.к. сведения кадастрового учета по большей части основаны на данных, переносимых из предоставляемых заказчиком кадастровых работ документов, а не на данных обследования объекта.
По итогам заседания Комитетом ТПП РФ было принято несколько ключевых решений по усовершенствованию системы учета жилищного фонда. В частности, проект федерального закона № 107057-7 должен быть доработан ко 2 чтению, в частности, по следующим позициям:
- обеспечение системности сбора и актуализации сведений о техническом состоянии объектов жилищного фонда;
- отмечая важность вводимого законопроектом института «технического обследования» как механизма подтверждения сведений об объектах жилищного фонда, содержащихся в ГИС ЖКХ, считаем целесообразным применять риск-ориентированный подход при определении периодичности проведения технического обследования в зависимости от видов объектов жилищного фонда и с учетом категории риска или класса опасности для жизнедеятельности граждан при не соблюдении правил использования таких объектов;
- в законопроекте должны быть отражены принципы отбора организаций, уполномоченных на проведение технического обследования объектов жилищного фонда, позволяющих наряду с прозрачностью такого отбора применить критерии для привлечения специализированных организаций, имеющих профессиональный опыт соответствующих работ и штат квалифицированных специалистов;
- важно, при доработке законопроекта урегулировать вопрос сохранности и использования для задач учета жилищного фонда и его последующего технического обследования учетно-технической документации на объекты жилищного фонда (в частности, технических паспортов), которая до настоящего времени согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и действующему порядку учета жилищного фонда изготавливается и хранится организациями технической инвентаризации, а также с 2016 года является собственностью субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Комитет счел необходимым при разработке соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, привлечь бизнес-сообщество, в т.ч. организации технической инвентаризации, ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и профессиональные ассоциации, представляющие интересы бизнес-сообщества в данной сфере.