Вспоминая времена, когда мы были еще детьми, становится себя немного жалко. Тогда не было такого разнообразия игрушек, одежды и обуви. Если кто-то из родственников ехал в Москву или Питер, покупали одежду и обувь оптом (http://botika.ru/), сразу на всех детей, племянников. Мы росли во дворе, получая информацию не в интернете, а на улице, учились чему-то у соседских ребятишек, потому что родители были на работе, и некому было обучать нас элементарным вещам, таким как завязывание шнурков, например. И одежда, и обувь, и даже шнурки были у всех одинаковые. Не такие яркие, как сейчас. Но, тем не менее, к тому времени, когда ребенок отправлялся в детский сад, практически все дети умели завязывать шнурки. Сейчас появилось огромное разнообразие в детской обуви. Теперь уже родители не покупают обувь на шнурках ребенку, пока он не повзрослеет и не научиться это делать. Придумали даже самозатягивающиеся шнурки, различные липучки. Это, конечно, удобно, и экономит время, но в связи с этим, у многих детей сейчас проблемы с мелкой моторикой. Все взаимосвязано, не умеют, потому что пальцы не развиты, а не развиты, потому что не учатся.
Раньше родителям некогда было выдумывать какие-то игры с ребенком, важна была работа, чтобы прокормить большую семью. Сейчас мы видим обратную ситуацию. Мир ориентируется на семью, на детей. Во многих семьях теперь один из родителей не ходит на работу, занимается воспитанием своих чад. Растет спрос на детские товары. У наших детей столько одежды и игрушек, сколько раньше можно было увидеть разве что в детском мире. Возвращаясь к шнуркам, скажем, что теперь детей целенаправленно обучают их завязывать с помощью различных игр, песенок, прибауток, развивающих игрушек (http://botika.ru/catalog/reklama_i_soputstvuyushchiy_material/igrushki/) и даже мультфильмов. Веселый мультфильм «Барбоскины», серия называется «Шнурки» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=120&v=kscOIvdKeoE), например.
Задаваясь вопросом, когда, в каком возрасте нужно учить ребенка завязывать шнурки, мы зачастую, не придаем этому особого значения. Некоторые родители просто покупают обувь на липучках и застежках молниях, чтобы избежать проблем. Однако, в педиатрической литературе четко прописано, что нормой считается, если у ребенка сформированы эти навыки к трем годам.
Так, когда же начинать учить? С рождения! Да, да! Массируя маленькие пальчики грудничка, давая мелкие предметы, вроде семян, мелких камешков, бусинок, вы уже начинаете формировать этот процесс, еще не осознавая этого. Первые узелки дети могут начинать учиться завязывать уже с года. Играя в игры-шнуровки, или просто веревочка-шнурок на капюшоне. Ребенок склонен изучать все, что попадается ему под руку. Если вовремя обратить внимание ребенка на те действия, которые можно производить с тем или иным предметом, показать, подтолкнуть к тому, чтобы он попробовал сам это сделать, можно избежать мучительного обучения в будущем. Все может получиться само собой. Не у всех, конечно, все дети развиваются индивидуально, кому то легче дается одно, кому то другое. Но все же, ребенку легче добиться результата, когда перед ним стоит цель, которую ставит ему родитель. И родитель помогает реализовать ее терпеливо и ненавязчиво.