Проблема фальсификации пищевых продуктов ‒ это сегодня острая и актуальная социальная проблема. Об этом знают, наверное, уже все потребители (чего стоит одно только упоминание о пресловутом пальмовом масле?). Однако, не все простые покупатели знают, что действующими сегодня ГОСТами в ряде случаев (слава Богу, что не во всех!) установлены такие правила приемки пищевой продукции, что недобросовестный изготовитель на, так сказать, практически «законном основании» может выпустить в обращение партию продукции, в которой часть этой партии (в неизвестном количестве) вполне может быть представлена образцами, которые не соответствуют нормативным требованиям по качеству и безопасности, в том числе по критериям фальсификации. Да потом еще такой изготовитель, как показывает практика, может и активно оспаривать факты выявления контролирующими организациями его фальсифицированной продукции, которая находится на реализации в магазинах. Для этого он предъявляет протоколы испытаний своих так называемых «контрольных» образцов, которые он сам отбирает у себя самого на своем производстве и сам же у себя хранит до возникновения спорных ситуаций (что именно он делает, чтобы такие «контрольные» образцы всегда были безукоризненно соответствующими нормативным требованиям, нетрудно догадаться).
По таким правилам, установленными ГОСТами сегодня возможно, например, выпускать в обращение и направлять в магазины на реализацию молочные продукты, колбасу, рыбу.
Возникают традиционные вопросы: «Кто виноват, и что делать»?
Виноваты, понятное дело, те, кто в свое время (начиная с советских еще времен и вплоть до настоящего момента) разрабатывал и принимал такие ГОСТы. Но более интересен, конечно, вопрос о том, что делать.
Комитет общественного контроля подготовил и опубликовал на своем сайте для всеобщего сведения экспертно-аналитические материалы «О необходимости исключения устаревших, избыточных и неэффективных правил приемки пищевых продуктов, установленных национальными стандартами». Здесь показано, что конкретно надо сделать на государственном уровне для наведения порядка в этом вопросе. Если в двух словах, то речь идет об исключении из ГОСТов соответствующих требований, которые, с одной стороны, являются избыточными, а с другой стороны, парадоксальным образом приводят не к повышению степени защиты защищаемых законом ценностей (прав потребителей на безопасные продукты питания), а наоборот, допускают, что потребителям может быть продан некачественный и опасный продукт, в том числе фальсифицированный.
Комитет со своей стороны предпринимает действия, направленные на содействие заинтересованным государственным в разрешении этой парадоксальной ситуации. Выявленные Комитетом проблемы имеют системный характер, поэтому и решение их тоже должно осуществляться системным образом, в первую очередь на законодательном уровне.
Комитет не только опубликовал указанные аналитические материалы на своем сайте, но и направил соответствующие предложения в ряд инстанций: в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам / Проектный офис Правительства, в Верховный Суд Российской Федерации, в Роспотребнадзор, в Россельхознадзор и в Росстандарт, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Действиями этих инстанций в данном вопросе должен быть наведен государственный порядок, а права потребителей должны быть надежно защищены.
Пресс-релиз подготовлен в рамках реализации социально значимого проекта «Город без фальсификата». Проект получил государственную поддержку в виде президентского гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство». Информация о проекте размещена на сайте Общественной палаты Российской Федерации.