Ассоциация Участников Закупок провела сравнительное исследование государственных тендеров в различных регионах России и пришла к удивительному открытию. Отдельные области нашей страны отличаются крайне низкими снижениями в ходе закупочных процедур.
Небольшие снижения означают, что компании крайне пассивно участвуют в закупках и неохотно снижают цены в борьбе за каждый лот. По мнению специалистов АУЗ, такая модель поведения противоестественна для обычных торговых процедур. Ведь смысл тендеров заключается именно в снижениях предложенных заказчиками цен. При обычном механизме торгов компании, желающие выполнить заказ, предлагают сделать работу за меньшие деньги, чем конкуренты. В борьбе за лот происходят снижения до 25%, а в отдельных случаях до 100%. Однако на примере государственных тендеров Чеченской республики аналитики убедились, что возможна и другая модель поведения участников. После снижения в 1% они просто заканчивают торги. Будто у бизнесменов массово «пропадает желание» торговаться друг с другом дальше.
Такое явление в Чеченской республике происходит почти во всех тендерах, вне зависимости от того, какие товары или услуги запрашивает заказчик. Только 25,6% торгов снижаются ниже отметки 1%, остальные 74,6% закупок проходят при нулевых снижениях или на уровне 0,1 – 0,5%. Для сравнения, в государственных тендерах города Москвы снижение начальной цены контрактов ниже 1% наблюдается в 64,7% случаев (почти на 40% чаще, чем в Чеченской республике).
«От небольших снижений страдает государственный бюджет, ведь заказчики тратят на товары и услуги больше денег, чем могли бы», – рассказывает Владимир Ястребов, руководитель аналитического центра АУЗ. Изначально эксперт предполагал, что свою роль играет региональный фактор: характер людей, участвующих в закупках, которые могут принципиально отказываться от тендеров с низкой ценой. Также специалист рассматривал версию негласных правил в регионе не «баловать» государство большими снижениями. Однако при более глубоком изучении вопроса выяснилось, что в 91% государственных закупок Чеченской республики одновременно участвуют не более 2 компаний, в то время как в Москве этот показатель на уровне 70% (на 20% реже). И если в Москве максимальное количество конкурентов, одновременно борющихся за один лот может достигать 30 юрлиц, в Чеченской республике эта цифра не превышает 6 компаний максимально.
Поэтому эксперт отметил, что причиной низких снижений не обязательно является сговор или коррупция в регионе. Вероятней всего, там просто низкая осведомленность о проводимых торгах или низкая популярность всей системы электронных закупок.
По информации Центра Заключения Контрактов, который ежегодно проводит торги для 16000 юрлиц, даже среди бизнесменов города Москвы встречаются такие, кто не знает что такое электронные закупки. На вопрос: «Вы участвуете в тендерах?», они переспрашивают: «Тендеры - что-то нехорошее?». Поэтому в удаленных регионах страны процент неопытных бизнесменов может быть гораздо выше, - уверен эксперт.