В московской мастерской во имя преподобного Алипия Печерского завершилась работа над уникальной иконой Божией Матери «Великая Панагия». Образцом для её создания стал древний извод, написанный в XIII веке преподобным Алипием Печерским, — Ярославская Оранта, ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской Галерее. Список досконально воспроизводит старинный извод, но, будучи самостоятельным произведением, обладает и собственными художественными особенностями. Икона выполнена по заказу частного лица из Соединённых Штатов.
В иконографии Божией Матери, развивавшейся с первых веков христианства, сохранялись и воспроизводились образы наибольшей духовной силы, на их основе затем возникали новые иконографические варианты. Такая преемственность прослеживается, начиная с римских (в катакомбах) и византийских (в апсиде Влахернской церкви) изображений Богоматери Оранты. Образы молящейся Богородицы с воздетыми к небу руками известны с IV века. В древнерусской традиции этот иконографический тип имеет несколько прекрасных воплощений: Богоматерь «Нерушимая стена» в киевском Софийском соборе (ростовой извод в конхе апсиды), новгородская Богоматерь «Знамение» (поясной извод со Спасом Эммануилом). Эти иконописные образцы, в свою очередь, легли в основу извода Богоматери «Ярославская Оранта» (XIII век). Ко всем упомянутым образам древнерусской живописи применяется эпитет «Панагия» (Всесвятая). Он также используется для обозначения иконографического подтипа Оранты со Спасом Эммануилом на груди.
Данная икона, созданная в мастерской во имя преподобного Алипия Печерского, является списком с образа Ярославской Оранты, хранящегося в Третьяковской Галерее. Для иконописцев мастерской эта работа была знаменательна тем, что автором древнего образа считается сам Святой Алипий, первый русский иконописец. Предположительно эта Богородичная икона была передана Владимиром Мономахом в Успенский собор Ростова Великого, а затем попала в Спасский монастырь Ярославля, где и была обретена в начале XX века.
Икона изображает Богоматерь в молитвенном предстоянии, с возведёнными к небу глазами и воздетыми руками. Она облачена в тёмный хитон с яркими золотыми пробелами и золотистый мафорий. Мафорий Богоматери, согласно канону, украшен звездами, символизирующими приснодевство. Богородица стоит на орнаментированном алом ковре. Это своеобразное подножие и спускающиеся к нему складки мафория визуально приподнимают фигуру Оранты, добавляют к её облику величавость и отрешённость. На груди Пречистой Девы, в медальоне («круге славы») помещено поясное изображение отрока Иисуса — Спас Эммануил. Отличительной чертой данного извода является то, что Спаситель благословляет обеими руками, как бы повторяя молитвенный жест Матери. В круглых медальонах по сторонам от Богоматери изображены Архангелы Господни с зерцалами (символами предвидения). Фон иконы — золотой, аллегория Божественного света. Нимбы Богоматери, Спаса и архангелов на иконе мастерской выполнены из белого золота.
Данное произведение мастерской примечательно и с технической, и с художественной стороны. Блестяще выполненный список не является, тем не менее, абсолютной копией. На данной иконе линии ликов и одеяний смягчены, имеют более живой и естественный вид. Особо следует отметить лик Богоматери. В такой обработке он приобретает кроткое и трогательное выражение смирения. В юном скорбном лике Божией Матери молящемуся раскрывается евхаристический смысл образа: Пречистая Дева являет миру Агнца, уготованного в жертву за человеческие грехи. Недаром изображение Великой Панагии часто было запрестольным образом или помещалось на створках артосных панагий (сосудов для просфор).