Для чего проводят финансовый анализ предприятия?
Если вы хотите, чтобы предприятие успешно двигалось вперёд, без финансового анализа не обойтись. Он поможет точно определить, в каком состоянии находится ваш бизнес, найдет его слабые стороны и поможет их исправить.
А может, мне это не очень и нужно?
Оговоримся сразу - нужно. Обычно вы оцениваете состояние вашего предприятия только в текущий момент, это всё равно, что вести автомобиль не зная маршрута и глядя на три метра вперёд: невозможно правильно выбрать скорость, предусмотреть резкие повороты и рассчитать хватит ли у вас бензина до конца пункта назначения. Финансовый анализ нужен и обычному индивидуальному предпринимателю и крупному обществу с ограниченной ответственностью.
Я понял, мне это нужно! С чего начинать?
Для того, чтобы провести свой первый анализ, нужно понять, какие они вообще бывают, потому что существуют не только разные их виды, но и разные методики финансового анализа.
Виды финансовых анализов.
Внутренний. Он подразумевает проверку предприятия людьми, которые непосредственно работают в самой компании. Его результаты нужны для прогнозирования дальнейшей судьбы предприятия.
Внешний. Этот вид анализа проводят инвесторы для того, чтобы оценить ваше финансовое положение и на основе этого понять - эффективно ли будет в вас вкладываться.
Методики финансовых анализов.
Экспресс-анализ. Это достаточно примитивный, но всё же действенный способ понять состояние своей компании. Он не будет изобиловать мельчайшими деталями, но сможет дать примерную картину. В начале, вы должны будете проверить всю отчётность на читаемость и на правильность составленных форм. Далее, вы знакомитесь с пояснительной запиской к балансу, чтобы понять, куда и как будет двигаться ваша компания, а также увидеть качественную разницу в финансовом плане. И в конце подводите общие итоги, оцениваете результаты хозяйственной деятельности и то, в каком финансовом состоянии находится компания.
Детализированный анализ. Это куда более сложная, но в тоже время и точная методика. Она позволяет очень подробно охарактеризовать финансовое положение предприятия. Самое интересное в том, что степень детализации зависит только от пожеланий аналитика. Сначала вы должны заняться обзором экономической деятельности предприятия и выявить её направленность. Следует также выявить “больные” статьи отчётности. Затем необходимо заняться анализом потенциала компании: оценка ликвидности, финансового положения, вертикальный и горизонтальный балансы и т.д. Ну и последнее, что нужно будет сделать - это проанализировать результаты предприятия: нужно будет оценить эффективность основной деятельности, заняться анализом рентабельности и оценить положение на рынке ценных бумаг.
Если вы осознали, что финансовый анализ необходим, но не знаете с чего начать, вам стоит предварительно ознакомиться со специальными программами (https://www.expert-systems.com/financial/fme/). Они сделаны таким образом, чтобы даже неподготовленный человек мог внести основные данные в специальную форму и получить реалистичную модель текущего состояния предприятия. Для более глубокой оценки и построения стратегии, конечно, потребуется участие эксперта, но общую картину вы получите.