Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) – это документ подтверждающий регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования и открытие индивидуального лицевого счета, на котором содержится информация, необходимая для назначения пенсии: о стаже, заработке, страховых взносах, о периодах трудовой деятельности, в том числе дающих право на назначение досрочной пенсии.
Поскольку СНИЛС является необходимым документом для получения многих государственных услуг, а также основным документом при трудоустройстве, то в случае его утраты или его непригодности для использования необходимо получить дубликат.
Застрахованное лицо или его представитель может представить заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лично, а также через страхователя или многофункциональный центр (МФЦ). Неработающие граждане должны подать заявление о восстановлении свидетельства в Пенсионный фонд России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания.
При представлении заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства застрахованным лицом (его представителем) лично представляются следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность гражданина;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя, а также документ, удостоверяющий его личность (в случае представления заявления от имени гражданина его представителем).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней рассматривает заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства и принимает решение о выдаче дубликата страхового свидетельства. При этом номер СНИЛСа останется прежним.
В настоящее время большинством клиентских служб территориальных органов ПФР выдача дубликата страхового свидетельства осуществляется в режиме реального времени.