Компания MoneyMan представила портрет клиента сервисов альтернативного кредитования. Для этого были изучены характеристики заемщиков: пол, возраст, семейное положение, тип занятости, образование, заработная плата. В рамках исследования изучены данные более 34 тысяч пользователей. Изучение портрета клиента показало, что основная масса заемщиков является официально трудоустроенными гражданами или предпринимателями с постоянным доходом 25000-55000 руб.
54% заемщиков имеют высшее образование.
Большинство клиентов являются мужчинами — в 2017 и 2016 году их доля в числе заемщиков составила 60 и 58% соответственно. При этом чаще остальных онлайн-займами пользуются молодые люди в возрасте 18-30 лет. В 2016 году на таких клиентов пришлось 48% договоров, а к 2017 году они стали более активны и заняли 56% всех выданных займов.
Значительная часть заемщиков находится в возрасте от 31 до 40 лет — это 28% клиентов, которые являются целевой группой онлайн-компании. Эти пользователи часто берут займы и возвращают заемные средства вовремя. С годами количество таких клиентов растет, что говорит о вовлечении данной возрастной категории в сферу онлайн-технологий.
Люди старше 50 лет пользуются онлайн-займами меньше остальных групп, и их доля постепенно снижается. В 2016 году такие клиенты заключали 7% договоров, а в 2017-м — 6%. Однако абсолютные значения этой возрастной группы растут. Это объясняется тем, что постепенно старшее поколение обучается онлайн-технологиям и активно пользуется ими в интернете. Например, популярны среди этой категории сервисы онлайн-банкинга и портал госуслуг.
Онлайн-займами чаще пользуются одинокие пользователи, никогда не состоящие в браке или находящиеся в разводе — они получили 51% займов. Однако в 2017 году активнее стали и люди в гражданском или официальном браке. За период их доля выросла на 2% и составила 49%.
Клиенты с дипломом о высшем образовании составляют 54% всех заемщиков, при этом 5,4% из них получили ученую степень. Также 17% клиентов не закончили обучение в вузе. Среди опрошенных доля заемщиков со средним специальным образованием составляет 26%. Доля клиентов, получивших только общее среднее образование, составляет лишь 3%.
2% клиентов зарабатывают более 150 тыс. рублей в месяц.
Наемные работники берут займы чаще всех: в 2017 году их доля составила 72%. В 2016 году значение было примерно то же — 74%. Активнее пользоваться займами стали предприниматели из малого бизнеса: за период доля таких клиентов увеличилась на 3% и составила 23% всех займов.
Доход 25% опрошенных находится в пределах 20-30 тыс. руб./мес. Еще четверть клиентов зарабатывает в пределах 30-40 тыс. руб./мес. Зарплата пятой части клиентов (20%) составляет 40-55 тыс. руб./мес. Более 55 тыс. руб./мес. зарабатывает 15,1% заемщиков, при этом из них 1,8% зарабатывает более 150 тыс. руб./мес.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что обычный клиент интернет-сервиса является холостым мужчиной с высшим образованием, постоянной работой и ежемесячным заработком около 37 тыс. руб.
Микрозаймами пользуются обычные граждане, нуждающиеся в срочной финансовой поддержке. Они имеют возможность брать кредиты в банках, но пользуются услугами небанковского кредитования, потому что деньги на срочные нужды в онлайн-компаниях можно получить в течение 15 минут на собственную банковскую карту или интернет-кошелек.
Интернет-займы интересны продавцам и стеклодувам.
Специалисты узнали, что 14% заемщиков трудятся в бюджетной сфере. К ним относятся сотрудники МЧС и военные (5,3%), преподаватели (5%), а также работники медицинской сферы (2,9%).
Еще 12% пользователей трудятся в сфере обслуживания и сервиса. Среди них встречаются водители (5,4%), сантехники и ремонтники (2,9%), повара и другие работники общепита (2,2%).
В строительной индустрии работают 10% клиентов, большинство из которых сварщики (4,1%). Также встречаются маляры, строители, прорабы.
Из сектора торговли приходят 15% заемщиков. В их числе мерчендайзеры, консультанты, кассиры, администраторы залов. Почти 12,5% договоров заключено с менеджерами.
Инженеры составляют 4% заемщиков. Также 5% клиентов приходят из сферы IT: программисты, разработчики, администраторы. Кроме того, клиентами онлайн-компаний являются работники сферы искусства (1,5%), работники добывающей отрасли (1,7%) и промышленности (2,6%), а также сотрудники охранных бюро (1,8%).
Также займами пользуются сотрудники, чья работа напрямую связана с финансами и правом. В 2017 году доля таких заемщиков составляет 16%, что на 2% больше, чем годом ранее. В их число входят сотрудники из экономических и юридических отделов компаний. Лица, обладающие знаниями в области кредитных отношений, тоже активно берут онлайн-займы, предварительно оценив связанные с ними риски.
Среди заемщиков 3,9% обладают редкими профессиями. Например, встречались такие профессии, как бармен и массажист. Из «строительных профессий» выделились печник и арматурщик. Больше всего специалистов удивили профессии парфюмера, стеклодува и гринкипера. Последняя профессия включает в себя обязанности по поддержанию полей для гольфа и футбола в надлежащем состоянии.
«Исходя из полученных во время исследования данных, можно сделать вывод о проникновении альтернативных займов во все области деятельности людей. Онлайн-займами пользуются как подкованные в данном вопросе экономисты и юристы, так и продавцы, учителя, строители, программисты и представители множества других профессий. Клиентами онлайн-сервисов являются обычные граждане, а не безработные или неформалы. Это говорит о том, что люди стали лучше разбираться в финансовых инструментах и теперь грамотно используют их в жизни, когда это необходимо», - отметил генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.