Аэропорты - главные транспортные ворота страны, где любая оплошность в организации системы безопасности может стать причиной необратимых последствий. Ежедневным рискам на территории аэровокзального комплекса подвергаются тысячи людей, воздушные суда и сооружения инфраструктуры. Поэтому к обеспечению надлежащего уровня защищенности объекта справедливо предъявляются высочайшие требования. Однако предусмотреть все возможные опасности, определить наиболее уязвимые участки и предложить оптимальное техническое решение представляется возможным только экспертам в данной области. И при организации многоуровневой разветвленной системы безопасности аэропорта, включающей в себя прежде всего средства обнаружения потенциальной угрозы, стоит апеллировать понятием комплексного подхода.
Необходимы эффективные технические решения для оснащения входной группы, зоны предполетного досмотра пассажиров, ручной клади, багажа и грузов, а также контроля за движением автотранспорта на прилегающей территории. Коснемся данных средств более подробно.
Территория, прилегающая к аэровокзальному комплексу, - оживленная площадка движения автотранспорта. Ежедневно через контрольно-пропускные пункты аэропорта проезжают как легковые автомобили пассажиров и общественный транспорт, так и спецтехника для обслуживания воздушных судов и коммерческий транспорт для перевозки грузов. И зачастую, службы безопасности попросту пренебрегают излишней предусмотрительностью, упуская из поля зрения и не подвергая дополнительной проверке фуры, регулярно выезжающие для дозаправки. Описанная ситуация в разы повышает вероятность проникновения на территорию аэровокзального комплекса потенциальной угрозы - взрывных устройств, контрабанды и т.д.
Поэтому к оснащению данных участков эффективными средствами досмотра следует предъявлять не меньше внимания.
Одни из наиболее востребованных средств для досмотра грузового транспорта - мобильные станции. Технология “контроль в потоке" обеспечивает эффективное сканирование содержимого фур, сохраняя при этом высокую пропускную способность. Для размещения устройства требуется небольшая площадка без какой-либо дополнительной инфраструктуры. Более того, оборудование вводится в эксплуатацию на объекте двумя инженерами всего за несколько дней. Сканер обладает высокой проникающей способностью по стали и низкой степенью радиационного излучения, что позволяет проводить досмотр с пребыванием в кабине водителя.
Еще одним современным и эффективным средством для проверки автотранспорта являются системы досмотра днища. Так, запатентованная технология одной американской компании генерирует четкое изображение днища транспортного средства одновременно с нескольких ракурсов и фиксирует видеозапись досмотра в соответствии с требованиями 49 пункта Приказ Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности".
По прибытии в аэропорт первым этапом комплексной проверки, с которым сталкиваются пассажиры, становится процедура прохождения бесконтактного досмотра и проверки личных вещей. Для оснащения входной группы наиболее востребованы арочные и ручные металлодетекторы, интроскопы для досмотра ручной клади, а также сканеры для обнаружения взрывчатых веществ. Эргономичные интроскопы позволяют быстро и эффективно выявлять оружия, взрывные устройства и другие опасные предметы, при этом не привлекая внимания пассажиров и не занимая много места. В основе технологии сканирования лежит алгоритм построения двухпроекционного изображения, что дает наиболее полное представление о содержимом досматриваемой сумки и ускоряет время обнаружения потенциальной угрозы. Таким образом, значительным преимуществом интроскопа для досмотра ручной клади выступает уменьшение числа ложных срабатываний, а вместе с тем, и времени прохождения предполетной проверки.
Значительное преимущество сетевых станций - это построение параллельных линий досмотра. Т.е. при обнаружении подозрительного предмета, сумка уводится на линию оператора ручного досмотра для доскональной проверки содержимого. Подобная система позволяет одновременно оптимизировать действия сотрудников безопасности и лишить злоумышленника доступа к предмету, представляющему потенциальную угрозу.
На этапе багажного скрининга и сортировки грузов сегодня применяется широкий спектр досмотрового оборудования, отличительными чертами которого выступают высокая проникающая способность и качество построения изображения. Однако двухпроеционные интроскопы для досмотра багажа и грузов сегодня по-прежнему применяются как одно из самых распространенных средств обнаружения потенциальной угрозы.
Руководствуясь в первую очередь комплексными подходом при организации многоуровневой системы безопасности аэропорта, необходимо предусматривать все уязвимые участки. Оснащение аэровокзальной инфраструктуры строго регламентируется не только требованиями отечественного законодательства в области транспортной безопасности, и в частности авиационной безопасности, но и предписаниями международных организаций (TSA и ECAC), которые пока в России носят лишь рекомендательный характер, но в обозримой перспективе станут обязательными к исполнению. Поэтому, говоря об обеспечении высочайшего уровня антитеррористической защищенности пассажирских и грузовых перевозок, следует ориентироваться исключительно на передовые современные решения в области сканирования и обнаружения потенциальной угрозы.