Произведения искусства – и те, что уже выставлены в музеях, и те, которые только перевозят туда или монтируют, – непрерывно подвержены множеству рисков. Это и извечные беды музеев – вандализм, хулиганство, желание прихватить какой-нибудь экспонат или его часть в качестве сувенира, и банальная неосторожность посетителей или даже музейных работников. В последнее время списки угроз пополняют современные технологии: повальное увлечение соцсетями, ради которого гости выставок и музеев готовы фотографироваться где угодно, игнорируя любые запреты. «АльфаСтрахование» рассказывает о самых распространенных рисках для музейных арт-объектов и о том, как возмещают нанесенный им ущерб.
Разброд и шатания
Труды Ленина здесь ни при чем – просто, когда толпа зрителей перемещается по экспозиции не организованно, а хаотично, шансы повредить произведения искусства вырастают многократно. «Хаотичное движение посетителей, когда одни входят, другие выходят, третьи стоят на месте или пытаются протиснуться в толпе, чтобы им не загораживали вид на картину, — это естественно, но опасно. В таких условиях невозможно полностью избежать ситуаций, когда человек ради наилучшей точки обзора начинает, например, пятиться и может упереться спиной либо в постамент со скульптурой, либо в витрину, либо в картину на противоположной стене или выгородке», – рассказывает Андрей Куча, руководитель направления страхования культурных ценностей компании «АльфаСтрахование». Впрочем, продолжает специалист, рецепт минимизации этой угрозы прост – достаточно лишь установить в выставочных пространствах специальные ограждения, маркеры и указатели, чтобы направить поток посетителей в единое русло или обозначить пределы безопасного для зрителей и экспонатов движения. «Конечно, невозможно вести речь о том, чтобы в музее посетители ходили организованным строем, но управление потоками людей, направление их движения по экспозиции без ограничения свободы, а для деликатного создания не только индивидуального, но и общего комфорта – часть музейной работы», – добавляет он.
Коварная галантерея
Смотрители музеев недаром просят сдавать на входе сумки, рюкзаки и прочую «ручную кладь», ведь сумки — чуть ли не главная опасность в музеях и на выставках, утверждает Андрей Куча. «Сумками цепляют экспонаты, хуже всего, если это крупногабаритная скульптура на постаменте. Если она не закреплена, то может просто-напросто упасть и очень сильно повредиться, особенно если это мрамор, который относится к хрупким материалам. Если экспонат бронзовый, это не столь катастрофично, но и в этом случае ущерб может оказаться довольно значительным. Большие полотна, холсты также можно случайно пробить сумкой. Мы не видим, что делается у нас за спиной, а сумки или тем более рюкзаки чаще всего висят именно за спиной, поэтому, отступая или поворачиваясь, можно случайно повредить экспонат». Кстати, верхнюю одежду необходимо сдавать в гардероб по той же причине: она может зацепиться за экспонат, к тому же она впитывает пыль и влагу, которую посетители вместе с одеждой приносят в выставочные залы. Это может негативно сказаться на температурно-влажностном режиме музея, важном для сохранности произведений.
Цветы жизни
Безусловно, приобщать к прекрасному надо с детства – по крайней мере, к тому, что не имеет возрастных ограничений. Однако, отправляясь в музей или на выставку с детьми, стоит быть готовым к тому, чтобы тщательно приглядывать за ними. Ведь одно дело, если чадо по недосмотру разобьет чашку или вазу в гостях, и совсем другое, если этой вазе несколько сотен лет, а стоит она целое состояние. Конечно, в любом музее есть свои смотрители и экскурсоводы, но полагаться всецело на них не следует. «От детей невозможно ожидать умысла на повреждение произведений, но неумышленная порча по недогляду со стороны сопровождающих лиц вполне реальна. Детей надо постоянно контролировать, увлеченное созерцание искусства не должно брать верх над родительским долгом опеки за ребенком», — справедливо замечает Андрей Куча. «К примеру, однажды от детской неосторожности пострадала скульптура, представлявшая собой большую, более метра в высоту, ракету, расширявшуюся в голове и сужающуюся к хвосту. Она была установлена на невысоком постаменте именно хвостовой частью и не была прикреплена к нему. Когда один ребенок, пришедший на выставку с родителями, попытался облокотиться на ракету, экспонат упал с постамента. В результате откололась часть хвоста и одна декоративная деталь, на некоторых участках скульптуры отбилась краска», - продолжает эксперт. К тому же родители бывают разные: одни согласятся с работниками выставки, если те сделают замечание ребенку или попытаются отвести подальше от заинтересовавшего экспоната, другие же могут увидеть в этом повод для негодования и жалоб на музейный персонал.
Рассеянность и невнимательность
Следовать простому правилу «всегда смотреть под ноги» не всем удается и в обычной жизни, что уж говорить о выставках современного искусства. Там многие арт-объекты зачастую намерено создавались так, чтобы грань между реальностью и искусством была максимально зыбкой. Иногда в таких случаях специально ставят заградительные конструкции, обозначающие границы экспоната, а иногда обозначение границ как раз и не предусматривается, и тогда может случиться все что угодно. «Яркий пример – выставка произведений японского художника Ёсихиро Суды, которые представляют собой тончайшие выточенные из древесины растения около семи сантиметров в высоту. Принцип экспонирования состоял в том, чтобы эти «растения» размещались в различных местах в интерьере, например, на полу, где-нибудь в углу помещения или на стене. Изящные японские работы были действительно очень похожи на настоящие растения, пробивающиеся из пола или трещины в стене. В результате уборщица отнеслась к одному из них как к живому растению, иначе говоря, «сорняку», и просто смела его шваброй и выбросила. «АльфаСтрахование» возместила ущерб», – рассказывает эксперт.
Селфи любой ценой
Если предыдущие поколения зрителей, нарушающих запрет на съемку в музее, лишь раздражали окружающих вспышками объективов, то сегодняшняя селфи-мания несет прямую угрозу экспонатам. Дело в селфи и особенно в селфи-палках – в попытке запечатлеть себя любимого с помощью этих приборов можно попасть не только в находящихся рядом с вами посетителей, но и в картину, скульптуру, витрину. Впрочем, и селфи как таковые могут стать причиной существенного повреждения объекта искусства, считает Андрей Куча. «У нас был такой случай: экспонировалась скульптура, выполненная из довольно хрупкого материала, стоявшая на тонком и высоком постаменте. Две юные посетительницы развлекались, делая селфи с экспонатом. Пытаясь найти лучший ракурс в свете прожектора, одна из них неосторожно задела скульптуру, та упала с высокого постамента и разбилась вдребезги», - рассказывает эксперт.
Кто виноват и что делать?
Когда по этим или другим причинам произведению искусства нанесен ущерб, на помощь собственникам арт-объекта приходят страховщики. Однако возмещение страховщиками убытков отнюдь не означает допустимость повреждения чужого имущества – произведений искусства. Гражданская ответственность причинителя вреда возникает в силу закона. Нельзя забывать об этом, чтобы не попадать в неприятные ситуации.
«По гражданскому кодексу ущерб обязано возместить лицо, которое его нанесло, – объясняет Андрей Куча. – Страхование позволяет упростить и ускорить возмещение ущерба для собственника, но это не должно приводить к безответственности лиц, виновных в наступлении ущерба».
Избежать этих неприятных последствий несложно, если не забывать о простых правилах во время посещения музея: не приближаться вплотную к экспонатам, держать ребенка за руку или хотя бы не выпускать его из виду, с уважением относиться к требованиям смотрителей, сдавать крупногабаритные личные вещи в камеры хранения и не использовать селфи-палки там, где это запрещено. «Важно не забывать о таких вещах, даже если вы находитесь в современном учреждении культуры. К музеям старого искусства люди привыкли относиться с пиететом и вести себя там осторожно. А если здание новое, в нем больше места, залы просторнее, то возникает соблазн отпустить ребенка побегать без контроля и самому отдохнуть. Не следует поддаваться такому соблазну», – добавляет эксперт.
Группа «АльфаСтрахование»:
Объединяет ОАО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «Медицина АльфаСтрахования». Собственный капитал Группы составляет 11,8 млрд руб. Группа «АльфаСтрахование» входит в состав финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп» (Альфа-Банк, «Альфа-Капитал», А1, «Росводоканал», X5 RetailGroupN.V.). Согласно лицензии Группа предлагает более 100 страховых продуктов, включая продукты по страхованию жизни и страхованию от несчастного случая. На территории России страховую деятельность осуществляют более 270 региональных представительств. Услугами Группы пользуются более 24,8 млн клиентов по всей России. Группа «АльфаСтрахование» имеет рейтинг финансовой устойчивости Fitch «ВВ» по международной шкале и наивысший рейтинг надежности ruAA рейтингового агентства «Эксперт РА».