30 июня этого года был заложен фундамент для строительства новой экономики России. В этот день в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ прошла первая конференция Национального Союза народных и коллективных предприятий Российской Федерации (НСНКП). Её участники заявили о необходимости восстановления и развития в стране института коллективного владения и управления производством. Ведь только народные предприятия способны стать локомотивом нашей экономики - так было заявлено на конференции.
Открывая мероприятие, Секретарь ЦК КПРФ, президент НСНКП, депутат Государственной Думы Павел Дорохин напомнил собравшимся, что принципиальное решение о создании Национального союза народных предприятий было принято в 2015 году как раз в стенах ТПП на форуме, посвящённом развитию данной формы собственности. Затем, в марте 2016 года, состоялся специализированный пленум ЦК КПРФ, который придал дополнительное ускорение созданию Союза и дальнейшей поддержке народных предприятий. «Докладываю, что в апреле этого года Союз был зарегистрирован», - заявил Дорохин.
С приветственным словом к участникам конференции выступил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Дмитриев. «Народные предприятия – одна из самых конструктивных форм собственности. Действующие фирмы демонстрируют возможности трудовых коллективов эффективно управлять производством и добиваться хороших результатов, обеспечивать устойчивую динамику развития», - заявил делегат от ТПП. По предложению Владимира Александровича, Торгово-промышленная палата может «стать той площадкой, которая позволит в дальнейшем, опираясь на потенциал ТПП, добиваться необходимых решений, о которых мы говорим вот уже несколько лет».
К слову, ещё одной площадкой для обсуждения проблем коллективных форм хозяйствования на днях стал Кремль. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов рассказал президенту РФ Владимиру Путину о преимуществах народных предприятий и тех успехах, которые они добиваются даже в нынешних стеснённых – в том числе и законодательно – условиях.
Действительно, федеральный закон, регулирующий деятельность народных предприятий, был принят ещё в 1998 году. С тех пор, на что обращали внимание практически каждый выступавший, он во всех смыслах устарел.
Как констатировал Павел Дорохин, «основным препятствием для широкого распространения народных предприятий является, как ни странно, сам закон. И не зря предпринимались неоднократные попытки внести в него поправки». «В этой связи показателен опыт США, где с 70-х годов ХХ века законодателями принято не менее 25 нормативных актов, регулирующих деятельность акционерных обществ работников. При этом нормы постоянно редактируются по мере развития механизмов правового регулирования», - напомнил президент НСНКП. Полный текст доклада Павла Дорохина будет вскоре доступен вниманию широкой публики.
Вслед за руководителем Союза слово взял директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин. Его вступление было по традиции ярким и мотивирующим.
Как сказал Грудинин, в обществе существует огромный запрос на справедливость. И одна из форм его удовлетворения – развитие народных предприятий. «При такой форме хозяйствования ошибки единоличных собственников или государства – исключены. Использование заработанных средств в интересах узкой группы лиц – невозможно. Если бы «Газпром» был народным предприятием, он бы не тратил деньги на зарубежные футбольные клубы, а вкладывал бы их в развитие территорий», - предположил предприниматель.
Грудинин напомнил: «Страна пережила бандитский передел собственности, после которого средства производства были сконцентрированы в руках очень узкой группы людей». «Так что сейчас особенно актуальны известные лозунги: «Власть – советам. Заводы – рабочим. Земля – крестьянам». Если государство в ближайшее время не поддержит народные предприятия, это приведёт к тому, что было сто лет назад», - предупредил Павел Грудинин.
Перед участниками конференции также выступили: замглавы Центрального экономико-математического института РАН Георгий Клейнер, член Совета Федерации Василий Иконников, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета Александр Бузгалин и многие другие.
Руководители народных предприятий, оперируя конкретными цифрами, доказали, что данная форма предпринимательства – возможно, наиболее предпочтительная форма организации дела в нашей стране, население которой традиционно тяготеет к коллективному труду. Своим опытом, в частности, поделились гендиректор ООО СПК «Звениговский» Иван Казанков, гендиректор Набережночелнинского картонно-бумажного комбината имени Титова Андрей Фомичёв, гендиректор НП «Жуковмежрайгаз» Алексей Дюков, гендиректор НП «Квалитет» из Липецкой области Сергей Иванов.
Завершая конференцию, Павел Дорохин зачитал текст резолюции, принятой участниками конференции, и обращение к руководству государств-участников Евразийского экономического союза.
Резолюция
Первой конференции Национального Союза Народных и Коллективных Предприятий Российской Федерации
г. Москва
30 июня 2017 года
Переход экономики России от траектории дисгармоничного и фрагментарного движения к траектории системного сбалансированного развития является важнейшей проблемой, стоящей перед наукой и реальной экономической политикой. Продолжающийся экономический кризис усиливает поиски эффективных вариантов сохранения занятости работников, повышения положительной мотивации труда работников, необходимость согласования интересов работающих на предприятиях, уменьшения трудовых конфликтов, повышения социальной устойчивости компаний. Без преодоления авторитаризма на производстве и снятия отчуждения работников от собственности и управления переход к новой экономике вряд ли возможен. В таких условиях особенно важно обратить внимание на возможный вклад демократизации производственных отношений, свойственной прежде всего коллективным предприятиям (акционерным обществам работников и производственным кооперативам).
Коллективные формы хозяйствования имеют значительный потенциал в преодолении кризисных явлений в социально-экономической жизни (повышение мотивации работников, обеспечение высокопроизводительного труда, сохранение рабочих мест, защита интересов трудовых коллективов и т.д.). Более того, коллективные предприятия проявляют свои преимущества по сравнению с другими коммерческими организациями, особенно в условиях кризиса.
Широкое развитие в мире коллективного сектора экономики свидетельствует о том, что демократизация управления и собственности – естественноисторический процесс развития предприятий в XXI веке. Во всех развитых странах коллективные формы хозяйствования давно занимают прочные позиции в мире и играют важную роль в достижении системной сбалансированности интересов различных участников производства, формируя ядро «экономики солидарности». В США, Китае, странах Европейского союза действуют десятки законов, стимулирующих становление и развитие коллективных предприятий.
В России данная тенденция практически не проявляется, что подтверждается современными результатами исследований, свидетельствующими о высоком уровне отстранённости российских работников от управленческих решений и собственности фирм, а также доминировании недемократических форм организаций российского бизнеса.
В настоящее время доля коллективных форм хозяйствования среди всех российских предприятий достигает 1,97%, что в десятки раз меньше, чем в развитых странах. Однако немногочисленные российские коллективные предприятия даже в условиях неблагоприятной институциональной среды способны конкурировать с предприятиями иных организационно-правовых норм. Наглядным примером служит тот факт, что по многим показателям деятельности они превосходят аналогичные предприятия в своей отрасли. Среди них:
— ЗАО «НП „Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П.Титова“» (Республика Татарстан) — один из лидеров отрасли;
— ЗАО «Совхоз имени Ленина» (Московская область) — крупнейший агропромышленный комплекс страны;
— ЗАО «НП „Конфил“» (г. Волгоград) — входит в число 20 крупнейших кондитерских компаний России;
— Сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) «Звениговский» (посёлок Шелангер, Республика Марий Эл);
— ЗАО «НП „Красная звезда“» (Удмуртская Республика) — производство мебели;
— СХПК «Усольский свинокомплекс» (Иркутская область);
— ЗАО «НП «Знамя» (г. Сухой Лог, Свердловская область) — производство кровельных материалов;
— СХПК «Колхоз „Терновский“» (Ставропольский край);
—ЗАО«НП „Жуковмежрайгаз“» (Калужская область) — услуги по газоснабжению;
— ЗАО «НП „Архангельскхлеб“» (г. Архангельск) — производство хлебобулочных и кондитерских изделий, и др.
Ценный опыт накоплен в Липецкой области, где в соответствии с долгосрочной программой развития коллективных форм хозяйствования за последние годы созданы 17 народных предприятий, сотни кооперативов. Поддержка развития таких предприятий является приоритетным направлением экономической политики органов государственной власти данного региона.
Президент Российской Федерации В.В.Путин в приветствии участникам и гостям IV отчетно-выборной конференции Российского союза народных предприятий 12 сентября 2003 г. подчёркивал:«Появившись в нашей стране сравнительно недавно, народные предприятия действуют сегодня во многих российских регионах. Они востребованы в различных отраслях производства и переработки, в условиях современной рыночной экономики стремятся укреплять свои позиции».
Однако народных предприятий в России всего несколько десятков. Экономический блок правительства не поддерживает развитие собственности работников на принципах совладения средствами производства и результатами труда, справедливого участия каждого сотрудника в доходах, управлении и принятии решений.
Созданию коллективных предприятий также препятствуют:
— устаревшая правовая база и противодействие внесению законодательных поправок и дополнений в единственный, принятый ещё в 1998 г. Федеральный закон № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
— административное давление и попытки недружественного поглощения или преобразования народных предприятий в подконтрольные коммерческие структуры другой формы собственности;
— отсутствие опорных структур развития коллективного предпринимательства и т.д.
Участники Форума убеждены:возрождение в российском обществе коллективных ценностей и развитие коллективных форм хозяйствованияможет и должно стать стратегически действенным и мотивирующим фактором социально-экономических преобразований, эффективным элементом антикризисного плана российского правительства, возрождения и развития сельских территорий, важным направлением экономического сотрудничества и интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В этой связи участники Форума отметили следующие первоочередные задачи:
1. Поддержать внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения и принятия законопроекта с поправками в Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», Федеральный закон от 8.05.1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8.12.1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В первую очередь предусмотреть расширение перечня предприятий, которые могут быть преобразованы в коллективные предприятия (народные предприятия, кооперативы и др.), в том числе из числа государственных и муниципальных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, некоммерческих организаций, а также предприятий, подлежащих реорганизации, приватизации, национализации или ликвидации, предприятий-банкротов. Установить порядок такого преобразования.
2. Разработать долгосрочную Федеральную целевую программу «Развитие коллективных форм хозяйствования в Российской Федерации» с целью массового создания коллективных предприятий с собственностью работников (народных предприятий и кооперативов) на базе небольших и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечения необходимой информационно-разъяснительной и образовательной деятельности.
3. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации организовать целевую подготовку и профессиональную переподготовку в высших учебных заведениях в рамках специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» менеджеров со специализацией 080504.65-16 «Производственное самоуправление», а также юристов соответствующего профиля.
Участники Форумасчитают необходимым:
1. Обратиться к руководству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с предложением ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем Правительства Д.А.Медведевым о встрече с руководителями народных предприятий и кооперативов с участием депутатов, учёных и экспертов для обсуждения проблем развития коллективных форм хозяйствования в России.
2. Создать Научно-методический совет по проблемам развития коллективных форм хозяйствования при Национальном союзе народных и коллективных предприятий для мониторинга и анализа текущей деятельности коллективных предприятий, формирования и пополнения баз данных, подготовки различных информационных материалов, оказания консультативной, правовой, образовательной и иной помощи преобразуемым предприятиям, информирования общественности о результатах деятельности, экономической и социальной значимости коллективных предприятий.
3. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации организовать целевую подготовку и профессиональную переподготовку в высших учебных заведениях в рамках специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» менеджеров со специализацией 080504.65-16 «Производственное самоуправление», а также юристов соответствующего профиля.
4. Проводить на площадках Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации слушания по вопросам демократизации производственных отношений, развития коллективных форм хозяйствования, создания коллективных предприятий, совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.
5. Содействовать созданию бизнес-инкубаторов «Народные предприятия России» и «Кооперативы России». Поддерживать мероприятия в субъектах Российской Федерации по развитию коллективных форм хозяйствования, руководствуясь принципом «Коллективные предприятия — в каждом российском регионе».
6. Развернуть информационную, публицистическую, научно-исследовательскую и консультационно-методическую деятельность. Издать справочник «Коллективные предприятия России», а также другие информационные материалы, посвященные анализу деятельности российских и зарубежных коллективных фирм, демократизации собственности и управления с последующим размещением на Интернет-сайте Союза.
7. Развивать международные связи по проблематике коллективных форм хозяйствования, в том числе в рамках ЕАЭС, а также со всеми заинтересованными структурами в целях консолидации усилий по развитию коллективных предприятий в мире.
8. Для выполнения настоящей Резолюции сформировать Рабочую группу при Союзе с участием представителей заинтересованных организаций.
Участники Форума призывают все заинтересованные политические и общественные силы России к конструктивному сотрудничеству в развитии коллективных форм хозяйствования и возрождении коллективистских ценностей в российском обществе.
Принято единогласно участниками
Первой конференции Национального Союза Народных и Коллективных Предприятий Российской Федерации
Обращение участников Первой Конференции Национального Союза
Народных и Коллективных Предприятий Российской Федерации к Главам государств
Евразийского Экономического Союза
30 июня 2017 года состоялась Первая Конференция Национального Союза Народных и Коллективных Предприятий Российской Федерации.
Союз создан в рамках системной работы над выводом экономики России из кризисной ситуации, развития коллективных форм хозяйствования, возрождения в обществе коллективистских ценностей.
Сегодня в глобальной повестке дня не только активный экономический рост, но и сокращение имущественного неравенства, достижение социальной справедливости при распределении и пользовании общественно произведенными благами. Среди перспективных путей — преодоление массового отчуждения трудящихся от средств производства и результатов труда, демократизация производственных отношений.
Коллективное сотрудничество — набирающее силу значимое социально-экономическое явление текущего столетия. Начиная со второй половины XX века предприятия, основанные на коллективных формах хозяйствования и находящиеся в совместной собственности работников, успешно действуют в развитых и развивающихся экономиках — в США, Китае, странах ЕС. Десятки законов стимулируют их деятельность, предусматривают льготы и преференции. В Европе инициатор таких новаций — Еврокомиссия.
Участники Конференции обращаются к главам государств Евразийского экономического союза с призывом объединить усилия для развития коллективных форм хозяйствования в интересах национальных экономик, укрепления и расширения всесторонних связей между государствами ЕАЭС.
Экономика должна быть справедливой, эффективно и надёжно соединяя мир людей и мир создаваемых ими благ!
Принято единогласно участниками
Первой Конференции Национального Союза Народных и Коллективных Предприятий Российской Федерации
Москва, ТПП РФ, 30 июня 2017 г.
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.