06.07.2017 13:25
Новости.
Просмотров всего: 5818; сегодня: 3.

Икона "Моление о Чаше" для Свято-Никольского храма в Воронеже

В мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке создана икона «Моление о Чаше» для Свято-Никольского храма в Воронеже. Сюжет Гефсиманского моления, подробно изложенный в евангельских текстах, представлен в иконописной традиции множеством сильных, ярких произведений, полных предельного духовного напряжения. Данный храмовый образ — результат кропотливой работы с древними образцами, интереснейший пример художественного синтеза.

Моление о Чаше в Гефсиманском саду — одна из Страстей Христовых, непосредственно предшествующая Его аресту и мукам. Спаситель, позвав с собой троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — удалился от остальных апостолов для молитвы. Трижды Он оставлял своих спутников, наказывая им бодрствовать, и погружался в молитву Отцу Небесному. Вначале Иисус молил «пронести чашу сию мимо Него», затем, всё более смиряясь и укрепляясь духом, принял волю Отца. Всякий раз, возвращаясь к трём апостолам, Он находил их спящими, сражёнными усталостью. Вернувшись в последний раз, Христос призвал учеников следовать за собой, ибо «приблизился предающий Его».

Таков сюжет Моления о Чаше, многократно воспроизведенный иконописцами разных школ и эпох. При работе над иконой для храма Николая Чудотворца в Воронеже иконописцы мастерской обратились сразу к нескольким старинным образцам, выделяющимся из общего ряда. Древнейший из них — фреска мастеров македонской школы конца XIII века. Этот период развития византийского искусства, называемый «Палеологовским возрождением», характеризовался пристальным вниманием иконописцев к переживаниям, эмоциям изображаемых Святых, а также к деталям пейзажа на фоне иконы. К той же эпохе относится и другой образец — икона итальянца Дуччо ди Буонинсеньи, одного из ярчайших представителей сиенской школы (XIII-XIV века). Его стиль сочетает в себе черты византийской иконописи, западноевропейского готического стиля и первые приметы раннего Ренессанса с его телесной гармонией и реалистичностью. И, наконец, последним иконописным источником стала фреска Феофана Критского (XVI век), воплощавшего в своей живописи как византийские, так и западные традиции.

Данная храмовая икона, написанная на золотом фоне, содержит в своей композиции весь сюжет Моления о Чаше. В нижней её части помещена группа из восьми апостолов, объятых сном. Выше, среди условных деревьев Гефсиманского сада, изображены трое учеников, ушедших с Христом — Петр, Иаков и Иоанн. Они разбужены вернувшимся Учителем, и их лики полны раскаяния. Обе группы апостолов композиционно наиболее близки к таковым на фреске Дуччо. Спаситель стоит перед апостолами, чуть наклонившись в их сторону, и сопровождает благословляющий жест печальными словами: «Тако ли не возможете единаго часа побдети со Мною?» (Мф. 26:40). Выше, ещё ближе к горнему миру, изображены три молитвы Христа. По сторонам фигуры Спасителя, молящегося в первый и во второй раз, помещены на горных склонах и коленопреклоненны, в центре же — изображение третьего, последнего моления. К стоящему Христу из сегмента небес сходит Ангел Господень, чьё появление укрепляет его дух и силы перед грядущими муками. Примечательно, что рядом с апостолами Спаситель изображён в синем гиматии и пурпурном хитоне с клавом — своих обычных одеждах. Во время молитвы же на Нём лишь пурпурный хитон — символ земной природы Иисуса, явившей слабость, а также знак Его мученичества и жертвенности. Изображение моления Христа сближает икону с фреской Феофана Критского.


Ньюсмейкер: Иконописная мастерская во имя св. преп. Алипия Печерского — 18 публикаций
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...