Мы начинаем публикацию цикла авторских статей от арбитражного управляющего – Антона Евгеньевича Ирина. Если Вы – индивидуальный предприниматель или руководитель малого бизнеса, то эти статьи специально для Вас. В наших материалах Вы доступно узнаете об изменениях законодательства в части новой главы «Банкротство гражданина». Кроме того, Вы получите от арбитражного управляющего действенные советы, как собственнику небольшого бизнеса распутаться из долговых «шелков». В первой публикации мы предлагаем Вам ознакомиться с теоретическим аспектом банкротства физлица.
С 1 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 №154-ФЗ, который внес в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» новую главу – «Банкротство гражданина». Уже почти год в России проводится процедура банкротства физических лиц, и, как показала практика, она дала возможность сотням граждан решить проблему накопившихся по тем или иным причинам долгов. Однако на сегодняшний день стал очевидным ряд нюансов, которые необходимо учитывать, как при подаче заявления, так и в ходе самой процедуры банкротства физлица.
Положения § 1.1 главы X Закона о банкротстве применяются и к банкротству индивидуальных предпринимателей, регулируемому § 2 тех же законодательных изменений.
Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств имеет ряд особенностей. Несмотря на то, что банкротом в данном случае признается физическое лицо – фермер, по факту речь идет обо все фермерском хозяйстве и положения из § 1.1, о котором мы говорили выше, не применяются. Указанные отношения регулируются § 3 гл. IX Закона о банкротстве «Банкротство сельскохозяйственных организаций».
Специальная процедура банкротства гражданина — одна из тех редких «недоработок», специально предусмотренных российским законом и долгое время остававшихся неурегулированным. До недавнего времени Федерального закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отсылал к предполагаемому федеральному закону, который предусматривал бы специальные процедуры банкротства в отношении граждан. Последовавшие за принятием этого закона разъяснения существовавшего на тот момент Пленума ВАС РФ несильно прояснили ситуацию: по мнению ВАС РФ, формула п. 1 ст. 231 Закона о банкротстве свидетельствовала о том, что гражданин (не являющийся индивидуальным предпринимателем) не может быть признан банкротом, при этом содержащиеся в Законе нормы, касающиеся банкротства гражданина, следовало применять в делах о банкротстве индивидуальных предпринимателей.
Следует отметить, что основная цель любого закона о банкротстве гражданина – возможность остановить погоню кредиторов за должником и полностью либо частично списать безнадежные долги. Отсутствие законодательного ответа на этот вопрос в России на практике означало, что граждане в принципе не имели возможности защититься от требований кредиторов и были обречены на преследования.
Новые нормы были прописаны в измененном Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника». Настоящие правила достаточно органично вписываются в закон о банкротстве: он содержит четыре части норм, затрагивающих банкротство физических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также норм, касающихся банкротства гражданина в случае его смерти. Указанные нормы являются специальными по отношению к Закону о банкротстве в целом, и в случаях, не урегулированных данными правилами, подлежат рассмотрению через призму общих положений Закона о банкротстве.
Новые правила не предусматривают признаков «объективной» несостоятельности гражданина, то есть признания гражданина несостоятельным на основании каких-либо объективных критериев. Напротив, несостоятельность гражданина определяется судом в зависимости от того, кто из заинтересованных лиц — гражданин, кредитор (уполномоченный орган) — инициирует процедуру несостоятельности.