Московское центральное кольцо пока недоступно для самостоятельного передвижения людей с инвалидностью - к такому выводу пришли эксперты проекта «Безбарьерная среда» московского штаба Общероссийского народного фронта по результатам рейдов. Начав с нескольких станций, активисты ОНФ расширили исследование до 15 транспортно-пересадочных узлов. Результаты экспертных исследований и рейдов общественники обсудили на переговорной площадке с представителями департамента транспорта Москвы, Московского метрополитена и Центра обеспечения мобильности пассажиров.
«В департаменте транспорта и на сайте МЦК подчеркивается, что вся инфраструктура Московского центрального кольца приспособлена для использования маломобильными группами населения. Проверки ОНФ показали, что это не совсем так, - заявил эксперт ОНФ, вице-президент фонда «Город без барьеров» Сергей Чистый. - Задача была не столько найти недостатки, сколько выстроить взаимодействие, чтобы мнение экспертов учитывалось при создании доступной среды. И не тогда, когда уже вложены огромные средства в строительство станций, а на этапе проектирования».
Чтобы разгрузить московскую подземку, в сентябре 2016 г. было запущено МЦК. Эксперты ОНФ разработали специальную методику исследования инфраструктуры. Главный критерий - сможет ли инвалид самостоятельно воспользоваться услугой МЦК.
«Все участники рейдов отметили, что на МЦК отсутствуют доступные маршруты и схемы движения, нет системной навигации. Места на платформе для посадки инвалидов не отмечены. Для инвалидов-колясочников есть непреодолимые препятствия, - сообщил Сергей Чистый. - На некоторых станциях разница в перепаде высот между полом вагона и платформой весьма значительна. Это препятствие не только для колясочников, но и мам с колясками».
Инвалидам по зрению также невозможно самостоятельно передвигаться по МЦК. «На платформах МЦК есть тактильная полоса для слепых, но из-за того, что она включена в плиточное покрытие станции, обнаружить ее белой тростью очень сложно. На станции «Площадь Гагарина» рельефно-графической направляющей вдоль края платформы нет совсем. Это существенно затрудняет самостоятельное передвижении по станции, а также может привести к падению слепого пассажира с платформы», - подчеркнул эксперт ОНФ, инвалид по зрению, преподаватель Института коррекционной педагогики Российской академии образования Алексей Любимов.
Активисты ОНФ уже обращали на это внимание в исследованиях доступности городской среды в Москве.
«Центр обеспечения мобильности пассажиров принимает заявки заранее, как будто инвалид готовится к полету, а не к поездке на городском транспорте. А что делать маломобильным туристам? Если вызвать сотрудника на станции, то время ожидания составляет не менее 20 минут – так было на станции «Ботанический сад». Еще около 5 минут ушло на то, чтобы достать и разложить пандус из вагона. Поезд задерживался, что огорчало обычных пассажиров», - добавил Сергей Чистый.
Представители столичного департамента транспорта сообщили, что МЦК находится в стадии доработки. Они пообещали рассмотреть все замечания, рекомендации экспертов и вернуться к диалогу с ОНФ.
«Пока не выполнена работа над ошибками, надо дать объективную информацию о доступности станций МЦК для инвалидов. Москве пора принять городской стандарт качества доступности услуг пассажирского транспорта с учетом особых потребностей инвалидов», - подчеркнул Сергей Чистый.