На территории ресторана Terrine, партнерской площадки ассоциации REPA, состоялся круглый стол, входящий в цикл мероприятий «Девелоперская среда». Представители крупнейших девелоперских и риэлторских компаний, а также архитектурных бюро обсудили квартирографию проектов и её влияние на уровень продаж.
Эксперты компаний сошлись во мнении, что застройщикам важно предложить не просто квадратные метры, а комфортную среду для жизни. С точки зрения объемно-планировочных решений здесь важны все нюансы, включая высоту потолков, ширину окон, наличие различных архитектурных опций (например, эркеров, французских окон, террас), гибкость планировок и возможность организации функциональных зон. Разумеется, все это необходимо встроить в проект и «увязать» с архитектурным решением фасадов здания, концепцией проекта и его себестоимостью для застройщика.
Покупателям важен качественный, но доступный продукт, что в итоге превращается в конкретные цифры и показатели. В сегменте комфорт-класса большим спросом пользуются однокомнатные квартиры площадью 35-38 кв.м, двухкомнатные - площадью 54,9 – 60 кв.м. Сокращение метражей позволяет уменьшить общий бюджет покупки, однако это не должно происходить в ущерб эргономичности планировок.
Во время дискуссии прозвучала интересная мысль: на фоне сокращения числа инвесторов многие покупатели выбирают жилье для «себя», и это отражается на квартирографии проектов в пользу сокращения доли студий. «По нашему опыту в сегменте комфорт-класса оптимально следующее распределение: 35% - на однокомнатные квартиры, 30-35% - на двухкомнатные, 10-15% - на трехкомнатные. Под студии достаточно отвести 10-15%, хотя раньше они были востребованы в другом количестве – на уровне 30% от общего количества квартир», - говорит руководитель департамента новостроек компании «НДВ-Недвижимость» Татьяна Подкидышева. Как она отмечает, присутствие инвесторов сейчас ограничено 5% (против 30%, как раньше), хотя эта цифра может быть выше в отдельных проектах.
Отметим, что во время дискуссии эксперты затронули тему евро-планировок, в том числе в рамках полной или частичной реконцепции проекта. Например, в том случае, когда особенности локации и спроса требуют сокращения метражей, а в реализации представлены большие однокомнатные квартиры. Рост цены в связи с увеличением метража способствует замедлению сроков продаж, однако возможность переформатировать помещения, выделив спальню и кухню-гостиную, меняет ситуацию. По выгодной цене покупатель в итоге получает более функциональное пространство.
Кроме того, во время мероприятия были рассмотрены варианты двухкомнатных квартир, пользующихся хорошим спросом. В качестве примера был выбран квартал «Новые Котельники», расположенный в 1,5 от МКАД в юго-восточном направлении.