Наряду с ростом количества выданных кредитов на покупку потребительских товаров в январе-феврале 2017 года, это может свидетельствовать о восстановлении докризисной активности банков.
По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в феврале 2017 года средний размер кредита на покупку потребительских товаров в стране составил 132,6 тыс. руб., увеличившись по сравнению с концом 2016 года на 9,8% или на 11,8 тыс. руб. (в декабре 2016 г. – 120,8 тыс. руб.). При этом упомянутый рост компенсировал многомесячное падение данного показателя: с мая 2016 года по декабрь 2016 года средний размер потребкредита непрерывно снижался, а его сокращение составило 8,2% или 10,0 тыс. руб.
При этом необходимо отметить, что по сравнению с началом 2016 года, в январе-феврале 2017 года количество выданных кредитов на покупку потребительских товаров выросло на 21,9% и достигло 1,97 млн. ед. (в январе-феврале 2016 года – 1,62 млн. ед.), а сумма выданных кредитов увеличилась на 23,6% (или на 45,4 млрд. руб.).
Вместе с увеличением среднего размера потребительского кредита, в начале 2017 года снизился и скоринговый балл по одобренным банками заявкам заемщиков (чем выше скоринговый балл, тем лучше кредитная история заемщика и меньше вероятность дефолта по кредиту). Так, если средний скоринговый балл в 2016 году был довольно высоким (кредиты предоставлялись только «качественным» заемщикам) и составлял 702 пунктов, то в январе-феврале 2017 года он уже был на уровне 695 баллов, что свидетельствует о более «либеральном» подходе кредиторов к заемщикам.
С начала 2017 года самая высокая динамика среднего размера кредита на покупку потребительских товаров (среди 40 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования) зафиксирована в Пензенской (+38,5%), Белгородской (+30,5%), Самарской (+28,6%), Иркутской (+25,1%) и Омской (+24,3%) областях. В свою очередь, самая низкая динамика роста данного показателя отмечена в Мурманской области (-24,6%), Удмуртской Республике (-13,9%), Архангельской области (-9,7%), Пермском крае (-8,9%) и Кировской области (-7,4%).
«После некоторого снижения во второй половине прошлого года, в начале 2017 года средний размер выдаваемых потребительских кредитов начал расти, - говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – По нашему мнению, наряду с увеличением выдачи потребительских кредитов, это свидетельствует о том, что «докризисный» аппетит к риску у банков постепенно восстанавливается. Несмотря на существующие риски, розничное кредитование остается наиболее прибыльным направлением банковской деятельности. Поэтому, даже с учетом общего улучшения процедуры управления кредитными рисками, банки находят возможности для наращивания выдачи потребительских кредитов и увеличения их размеров. Но делать это становится все сложнее, так как «хороших» (или близких к этому) заемщиков остается все меньше в связи с нестабильной ситуацией с их реальными доходами. Ближайшие месяцы покажут, насколько долгосрочным окажется тренд по увеличению активности банков в сегменте розничного кредитования».
Инфографика на сайте НБКИ.