Новое исследование банка «ДельтаКредит», проведенное по собственной базе данных за 2010-2016 гг., выявило основные причины отказа банка от выдачи ипотечного кредита на разных этапах проверки клиента.
Основной «отсев»
Обычно банки не раскрывают данные о доле заявок, которые одобряются или получают отказ. Мы не станем исключением и проанализируем только сами причины, по которым клиент может не получить одобрение.
Первая проверка клиентов проводится уже на этапе консультации. Если мы возьмем все отказы на этом этапе за 100%, то увидим, что в 59% случаев консультанты отказывают из-за несоответствия минимальным требованиям банка. «Среди этих 59% большая часть связана с тем, что клиент «не проходит» по кредитной истории. Это самая распространенная причина отказа банков – не только ипотечных, но и банков, которые занимаются другими видами кредитования», - отмечает директор ипотечного центра «ДельтаКредит» в Москве Мария Мулянова.
Вторая распространенная причина (40%) – недостаток дохода для ежемесячных платежей по ипотечному кредиту или невозможность подтвердить доход. Остальные причины в структуре отказов незначительны.
Проверка специалистами
Если отсеять отказы на этапе консультации и взять за 100% все отказы на этапе андеррайтинга (это отказы клиентам, которые «прошли первый этап» и подали документы на проверки), то 41% достается причине «предоставление клиентом недостоверной информации о себе». Андеррайтеры чаще всего отказывают из-за «хитростей» с трудовыми книжками и справками о доходе. На втором месте несоответствие клиента минимальным требованиям банка. Благодаря предварительному отсеву на этапе консультаций этот отказ набирает только 16%. На третьем месте (12%) – совокупность негативных факторов, где учитывается отказ по двум или более причинам.
Как прокомментировал руководитель кредитного департамента банка «ДельтаКредит» Алексей Просвирин, одна из тенденций в банковском андеррайтинге – комплексный подход к проверке клиента. «Все большую роль в нем играет кредитная история. Она может стать компенсирующим фактором и помочь клиенту, который не проходит по другому параметру, улучшить жилищные условия. Чем больше у клиента положительных опыта выплаты кредитов, тем больше шанс получить одобрение на ипотеку, если она ему нужна», - рассказал Просвирин.