Буквально месяц назад на заводе Tesla начали выпуск Li-Ion аккумуляторов нового типоразмера 20700. Чем так не угодил старый добрый 18650 и зачем вообще было городить огород? Все ответы – в сегодняшнем материале.
Поиск новых источников энергии
С каждым годом устройства и гаджеты становятся все более совершенными и, вместе с тем... прожорливыми. Чего уж говорить про более габаритную технику – квадрокоптеры, электровелосипеды, сегвеи и электромобили. Мощность и функционал растут, вслед за нами увеличивается и расход. Одной из заметных тенденций в последнее время стал поиск производителями более мощных источников энергии, поэтому вовсе не удивительна новость, долетевшая из фабричных цехов Tesla Motors в Неваде – там наладили выпуск элементов питания нового формата, который обещает стать мейнстримом среди всех Li-Ion аккумуляторов.
Типоразмер 20700 – на замену 18650
Речь идет об аккумуляторах типоразмера 20700, которые должны будут стать составными элементами батареи следующего серийного электромобиля компании, Model 3. Да, да, именно так! Батарейки, по размеру чуть больше стандартных «пальчиковых», станут основой знаменитой тяги Tesla. Звучит заманчиво, не правда ли? Но нам они интересны еще и по другой причине. Уже много лет отрасль успешно применяет аккумуляторы 18650 (ICR18650). Зачем же понадобилось вкладываться в разработку нового форм-фактора?
А ларчик просто открывался...
На самом деле, все довольно банально. Некоторое время назад разработчики благополучно уперлись в барьер технологических ограничений, не позволяющих безболезненно наращивать емкость аккумуляторов в типоразмере 18650. Рано или поздно пришлось бы повышать эффективность за счет увеличения физических размеров батарей – так же, как это происходило ранее, при массовом переходе с Ni-Cd (никель-кадмиевых) на Ni-MH (никель-металлогидридные), а затем и на более вместительные и практически лишенные «эффекта памяти» Li-Ion (литий-ионные) источники номинальным напряжением 3.78 В.
Что в имени тебе моем?
За разработку нового аккумулятора взялись гиганты рынка - Panasonic и Samsung. В названии 20700 зашифрована информация о характеристиках. Первый блок цифр обозначает диаметр аккумулятора (20 мм), второй – высоту (70 мм), а 0 на конце как бы намекает на цилиндрическую форму аккумулятора. Пока были выпущены незащищенные аккумуляторы, думается, что версии с защитой тоже не за горами (у них база длиннее на 1-2 мм). При этом, при небольшом изменении габаритных размеров, по сравнению с 18650 (2 мм в диаметре и 5 мм – в высоту), емкостные характеристики новинок значительно увеличились. На секундочку, на 35%. Иными словами, время работы продлевается более чем на треть, ресурс тоже наверняка будет больше нынешних 500 циклов (5-7 лет при постоянном использовании).
И что дальше...
Есть все основания полагать, что, помимо «красоток» Tesla, новые перезаряжаемые элементы питания в скором времени найдут применение и в других отраслях. Например, в популярных вейпах (электронных сигаретах), в мобильных средствах связи (рациях и портативных туристических GPS-навигаторах), светодиодных фонарях, тепловизорах, пауэрбанках (power bank) и других электронных гаджетах. Емкость первых появившихся в продаже АКБ нового стандарта составляет 3100 мАч, а ток разряда достигает 30 Aмпер. Любопытно, что, по отзывам пользователей из сети, 20700-е батарейки способны заряжаться в некоторых зарядных устройствах старого образца (5 мм «съедаются» ходом направляющей пружины). Ну, как говорится, поживем – увидим. Начало положено.